Биржевые новости

17 ноября 2016 г.  09:59

ЦБ будет разделять финкомпании по риску в зависимости от качества их работы с потребителями

ЦБ РФ планирует ввести разделение финансовых организаций по уровню риска в зависимости от качества их работы с потребителями, в первую очередь это коснется микрофинансовых организаций (МФО) и кредитных потребительских кооперативов (КПК), в дальнейшем эти принципы предполагается распространить на весь сектор, в том числе какие-то подходы и на банки, сообщил руководитель службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России Михаил Мамута в ходе конференции по микрофинансированию и финансовой доступности в Санкт-Петербурге.

"История состоит в создании сигнальной системы поведенческого надзора, в которой мы будем разделять все компании, не только микрофинансовые, применительно к нашей дискуссии мы говорим о них и о кредитных кооперативах, на несколько групп риска с точки зрения взаимодействия с потребителем", - сказал он.

По его словам, есть определенное количество жалоб клиентов в год или квартал на конкретную компанию и есть среднее количество жалоб на конкретную компанию в соотношении с числом ее клиентов. "Сравнивая среднее значение и конкретное значение, мы можем сказать, что либо эта компания работает лучше рынка, то есть ее потребители будут удовлетворены в большей степени, чем в среднем по рынку, либо она работает хуже рынка и тогда это означает, что что-то в ее модели, скорее всего, не так. Факт, что такое разделение на несколько групп, создает первичную картинку "социальной угрозы" или по-другому скажем, первичную картинку качества удовлетворенности потребителей от оказанной услуги", - пояснил М.Мамута.

ЦБ РФ планирует выделить следующие группы: среднего, пониженного, повышенного или высокого риска. Регулятор в зависимости от того, куда попадет компания, будет применять различные требования.

Глава службы Банка России подчеркнул, что соответствующая работа по такому разделению финансовых компаний в ЦБ уже начата. "Мы сейчас находимся на этапе конструирования этой модели. Мы хотели бы ее реализовать в 2017 году", - пояснил он позднее журналистам.

М.Мамута подчеркнул, что предполагается эту модель сделать универсальной для всех участников финансового рынка с некоторыми различиями в зависимости от сектора. "У всех разная специфика защиты прав потребителей, но такая идеология применима ко всем. Возможно, внедрение модели будет проходить поэтапно, сначала на одном сегменте, потом на другом. (. . .) У банков по-другому устроена модель надзора. Во взаимоотношениях с кредитными организациями у ЦБ достаточно много прав, связанных с проведением административных расследований. Они пока не полностью унифицированы. Мы полагаем, что какие-то элементы поведенческого надзора в сегменте защите прав потребителей были бы полезны и в части кредитных организаций, но какие именно, нам еще предстоит обсуждать", - отметил он.

Основным элементом модели станет градация по уровню качества работы с потребителями, но также она может включить в себя разделение по критериям важности компании и ее влияния на рынок в целом, добавил глава службы. Кроме того, она может делиться на разделы: региональный, продуктовый разрезы и разрез по рынку в целом.

М.Мамута добавил, что также предполагается несколько изменить подход в работе с жалобами граждан на финансовые организации. В частности, предполагается прописать регламент работы с жалобами в базовом стандарте для МФО и КПК. Сам базовый стандарт будет включать четыре положения: требования к работникам МФО, требования к взаимодействию с потребителями и раскрытию информации, требования по досудебному решению споров, а также ограничение пролонгаций по коротким займам и числа выдач в одни руки в течение года.


Статьи, публикации, интервью...