Биржевые новости

30 ноября 2016 г.  09:58

Deloitte нашла в РЖД резерв для снижения расходов на 95–130 млрд руб.

У РЖД колоссальные резервы сокращения затрат. Deloitte по заказу Минэкономразвития проанализировала возможность оптимизации расходов РЖД, пишут "Ведомости".. Итог работы – монополия могла бы в этом году сэкономить дополнительно 95–130 млрд руб., и это без учета реформы конкурсных закупок. Эффект от нее Deloitte оценивает в "десятки миллиардов рублей". Исследование проводилось в декабре прошлого года, в сентябре компания актуализировала расчеты и представила их комитету по стратегии при совете директоров РЖД.

Deloitte выяснила, что РЖД совершенно не экономит на закупках. Заказы выставляются крупными лотами – на 100 крупнейших лотов приходится 2/3 бюджета. Средний размер скидки по контрактам составляет всего 1,8%, подсчитала Deloitte. Это худший показатель среди крупнейших госкомпаний. Deloitte допускает, что низкая эффективность тендеров может быть следствием "потенциальных сделок с заинтересованностью". "Нерыночный характер отношений между заказчиками в РЖД и претендентами на госзаказ прослеживается как на стадии подготовки конкурсной документации, так и на этапе конкурсного отбора", – говорится в исследовании. Так, конкурс стоимостью 54 млрд руб. на строительство 40 объектов для модернизации БАМа и Транссиба проводился только три недели. "Невозможно представить, как независимый участник мог успеть оценить стоимость работ по этому контракту без доступа к проектной документации, которая по большинству проектов до сих пор не готова", – пишет Deloitte.

РЖД сэкономила на закупках за девять месяцев 2016 г. 8 млрд руб., или 3,9%. В аналогичном периоде 2015 г. показатель составил 3,9 млрд руб., или 1,7%, отмечает представитель РЖД. Всего за 2015–2016 гг. компания снизила расходы на 100 млрд руб., добавляет он.

4%-ное сокращение персонала (около 35 000 человек) помогло бы РЖД сберечь еще 25–60 млрд руб., пишет Deloitte. В компании раздут управленческий персонал. Его доля – 35%, тогда как в 2003 г. было 26,5%, констатирует Deloitte. Управленческий аппарат РЖД раздут, соглашается аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. Увольнение до 25 000–30 000 лишних управленцев вкупе с автоматизацией операционных процессов позволит сэкономить не менее 20 млрд руб., говорит гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров. РЖД и так сокращает персонал, сказал представитель компании: "Среднесписочная численность работников по перевозочным видам деятельности в 2016 г. сокращена на 26 200 человек к уровню 2015 г."».

Более 35 млрд руб. можно сэкономить за счет ревизии масштабных проектов: строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Казань, модернизации БАМа и Транссиба, развития инфраструктуры на подходе к портам Азово-Черноморского бассейна, пишут "Ведомости".


Статьи, публикации, интервью...