Биржевые новости

7 декабря 2016 г.  09:44

Предложение ЦБР о пропорциональном регулировании банков обрело статус президентского поручения

Концепция перехода на пропорциональное регулирование, предложенная Банком России и настороженно встреченная банковским сообществом, обрела статус президентского поручения.

"ЦБ РФ совместно с правительством в целях стимулирования экономического роста подготовить с учетом международного опыта и представить предложения по развитию финансового рынка, предусмотрев в том числе реализацию дифференцированного подхода к регулированию деятельности банков", - такой пункт содержится в перечне поручений главы государства по итогам послания Федеральному собранию, опубликованном вчера пресс-службой Кремля.

Срок исполнения, как и по другому поручению с теми же адресатами ("создание условий для привлечения финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении некредитных финансовых организаций, в реальный сектор экономики") - до 1 марта 2017 года, ответственные - председатель ЦБ Эльвира Набиуллина и премьер Дмитрий Медведев.

Как предполагается, закон, разделяющий банки по перечню допустимых операций, вступит в силу с 1 января 2018 года.

Минимальный размер капитала банков с универсальной лицензией составит 1 млрд рублей, они смогут проводить полный набор операций, но должны выполнять весь набор регулятивных требований.

Банк с универсальной лицензией, имевший на 1 января 2018 года капитал менее 1 млрд рублей, но не менее 300 млн рублей, для продолжения своей деятельности должен не позднее 1 января 2019 года получить базовую лицензию или изменить статус на статус небанковской кредитной организации, или получить статус микрофинансовой компании с одновременным прекращением статуса кредитной организации и аннулированием лицензии на осуществление банковских операций. Для банков с базовой лицензией минимальный размер капитала составит 300 млн рублей. К таким банкам будет применяться упрощенное регулирование, но они смогут проводить только ограниченный набор операций.

В частности, банки с базовой лицензией смогут привлекать во вклады средства физических и юридических лиц, осуществлять переводы денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, совершать сделки купли-продажи иностранной валюты, заниматься инкассацией денежных средств, осуществлять переводы денежных средств без открытия банковских счетов.

В части активных операций такие банки смогут кредитовать малый и средний бизнес и физлиц, участвовать в сделках синдицированного кредитования, а также совершать сделки с ценными бумагами, включенными в высший котировальный список "Московской биржи".

Банк с базовой лицензией не сможет открывать корреспондентские счета в иностранных банках, за исключением счета для целей участия в иностранной платежной системе.

Универсальный банк, получивший базовую лицензию, сможет вновь получить универсальную лицензию не ранее чем через 2 года с даты регистрации изменений в его устав, связанных с получением базовой лицензии.

Озабоченности банковского сообщества

Законопроект пока обсуждается банковским сообществом. Вчера Ассоциация российских банков (АРБ) сообщила, что вопрос о пропорциональном регулировании был поднят на совместном заседании совета АРБ и Московского банковского союза. Глава АРБ Гарегин Тосунян в своем докладе отметил, что ЦБ принял ряд замечаний к законопроекту, но в целом озабоченности банковского сообщества не сняты: "По-прежнему не ясно, зачем нужен этот закон, какую цель он ставит перед собой, почему в законопроекте зафиксированы сроки требования к капиталу, хотя еще непонятно, когда он будет принят".

"Пропорциональное регулирование - вещь полезная, но нельзя делать так, что это подменяется другой идеей. Сам тренд не в правильном направлении", - отметил глава АРБ, подчеркнув, что сейчас идея пропорционального распределения регуляторной нагрузки в зависимости от риска подменяется идеей разделения банков на разные уровни.

В нынешнем законопроекте "фактически ограничиваются права бизнеса", снижается возможность получения кредитов, отмечает АРБ. "Также из-за вводимых ограничений некрупным банкам придется отказывать малым муниципальным предприятиям. Теряется возможность выдачи банковских гарантий. Кроме того, по-прежнему непонятно, какие льготы получат банки с "базовыми лицензиями" по сравнению с банками с "универсальной лицензией", - опасается ассоциация.


Статьи, публикации, интервью...