Биржевые новости

21 декабря 2016 г.  16:50

Инфляцонные ожидания россиян снижаются, индекс потребительских настроений вернулся к росту - ЦБ

У населения России сн жаются инфляционные ожидания и расут оценки личного материального благосостояния в следующем году, говорят данные декабрьского опроса "инФОМ", проведенного по заказу Банка России

Участники опроса давали более позитивные ответы на вопросы о перспективах развития страны и изменении их личного материального благосостояния. Они ожидают, что в следующем году вырастут уровень производства и жизни населения, снизятся безработица и уровень коррупции, - говорится в сообщении ЦБ.

В декабре улучшилось отношение респондентов к крупным покупкам, несмотря на возросшую готовность больше сберегать. Люди не хотят отказываться от предновогодних покупок в сезон скидок и распродаж.

Инфляционные ожидания населения в декабре и на протяжении 2016 года снижались, но все же не так быстро, как фактическая инфляция.

Прямая оценка "инФОМ" (медианное значение) ожидаемой инфляции на следующие 12 месяцев, рассчитанная по ответам на вопрос об уровне инфляции, в декабре 2016 г. снизилась на 1,3 п.п. практически до уровня октября (и составила 12,4%). В 2016 г. в динамике инфляционных ожиданий наблюдался понижательный тренд. Однако их уровень остается повышенным и превышает среднесрочную цель Банка России по инфляции 4%, что создает проинфляционные риски в экономике.

Инерционность инфляционных ожиданий – одна из причин умеренно жесткой денежно-кредитной политики Банка России, отмечает регулятор.

Оценка наблюдаемой за год инфляции в декабре также снизилась (на 2,4 п.п. до 14,8%), достигнув минимального значения с начала 2015 года. Доля респондентов, считающих, что за последний год цены выросли более чем на 50%, снизилась (на 1,8 п.п. до 3,2%) и достигла минимального значения за последние два года. Улучшение оценок наблюдаемой инфляции в декабре и их понижательный тренд соответствуют снижению фактического уровня инфляции. В качественных оценках роста цен за прошедший год значительно снизилась доля тех, кто считает, что цены росли быстрее, чем раньше (на 8 п.п. до 37%). При этом доля тех, кто говорит о сохранении годового темпа роста цен на прежнем уровне, соразмерно возросла (на 8 п.п. до 48%), достигнув максимального значения с конца 2014 года.

"В конце года сезонно выросла обеспокоенность опрошенных по поводу цен на фрукты и овощи, жилищно-коммунальные и медицинские услуги. В то же время респондентов стала меньше волновать динамика цен на крупы и макаронные изделия, чай и кофе", - говорится в сообщении.

Снижение наблюдаемой респондентами инфляции привело к улучшению оценок соотношения роста доходов и цен за прошедший год. Произошло одновременное увеличение доли тех, кто говорит о росте доходов на уровне инфляции или быстрее (на 2 п.п. до 12%), и снижение доли (на 2 п.п. до 63%) тех, кто считает, что их доходы не росли вместе с ценами. Одновременно с этим респонденты стали реже говорить об ухудшении материального положения: доля таких ответов снизилась на 3 п.п. до 38%. Они связывают это с улучшение ситуации с семейными расходами и занятостью. Вместе с тем, медианное значение среднедушевого располагаемого дохода практически не изменилось, сохранившись практически на неизменном уровне с середины 2015 года. Ожидания респондентов относительно изменения аналогичных показателей в следующем году также стали более позитивными. В ответах на вопрос об ожидании изменения материального положения наблюдается положительная динамика. Произошло одновременное снижение доли тех, кто говорит о его ухудшении (на 2 п.п.), и рост доли тех, кто считает, что материальное положение улучшится (на 2 п.п.) или не изменится (на 2 п.п.). Доля тех, кто считает, что их доходы не будут расти на фоне роста цен, уменьшилась (на 2 п.п. до 53%). В декабре 2016 г. респонденты одновременно стали оценивать текущее время более благоприятно для совершения крупных покупок и чаще стали говорить о готовности больше сберегать. В их ответах выросла доля тех, кто считает, что дополнительные доходы лучше отложить (на 6 п.п. до 55%), и тех, кто предпочитает сберегать свободные деньги (на 4 п.п. до 57%).

"Желание сберегать, вероятнее всего, связано с расходованием имевшихся накоплений (в том числе в преддверии Нового Года), что стимулирует людей больше сберегать", - говорится в обзоре ЦБ.

Так, на 4 п.п. (до 64%) выросла доля тех, кто говорит об отсутствии сбережений, а субъективная оценкареспондентами величины накоплений снизилась). Из тех респондентов, у которых в последний год были сбережения (чуть менее половины опрошенных), 74% говорили о том, что им приходилось их тратить, а 31% - о полном исчерпании своих накоплений. С другой стороны, несмотря на эти трудности, люди не готовы отказываться от предновогодних крупных покупок, которые поддерживаются многочисленными скидками и распродажами. При этом снижение жесткости условий кредитования в экономике привело к некоторому улучшению отношения респондентов к крупным покупкам в кредит.

Так отмечается, что по результатам декабрьского опроса, доля респондентов, которым пришлось экономить на ранее запланированных крупных расходах, практически не изменилась. При этом реже приходилось отказываться от расходов на ремонт и туристические поездки. Индекс потребительских настроений в декабре увеличился, вернувшись на возрастающий тренд, сформировавшийся с начала года. Возросли как индекс ожиданий, так и индекс текущего состояния. При этом респонденты позитивно отвечали на вопросы о перспективах развития страны и ожиданиях изменения их личного материального благосостояния). Они ожидают, что в следующем году вырастут уровень производства и жизни населения, снизятся безработица и уровень коррупции.


Статьи, публикации, интервью...