Биржевые новости

2 марта 2017 г.  12:45

Можно ожидать возврата потребителя к докризисному поведению.- GfK

Динамика рынка повседневных товаров (включая продажи фарм препаратов) в России по итогам всего 2016 года составила +5,6% в стоимостном выражении. Россияне не стали тратить больше за раз: размер среднего чека вырос совсем немного (+1%). Зато выросла частота покупок, что и двигало рынок вперед, делают выводы в своем исследовании специалисты компании GfK, изучившей основные тенденции в покупательском поведении россиян при выборе FMCG товаров в 2016 году и оценившей перспективы развития спроса на 2017 год.

Как отмечается в исследовании, стратегия россиян "ничего лишнего" дала следующую картину спроса на повседневные товары (FMCG) в 2016 году: потребление продуктов питания просело на 1,7% в натуральном выражении по сравнению с 2015 годом, также как и покупки бытовой химии (-1%). Выросло потребление лекарственных препаратов (+6,6%), товаров для домашних животных (+10,7%) и средств персонального ухода (+0,9%).

"FMCG рынок является самым стабильным во времена кризисов и реагирует на них позднее, однако он раньше других восстанавливается и подает сигналы о том, что ситуация меняется", - говорит Александр Демидов, генеральный директор GfK Rus.

При этом Александр Демидов утверждает, что до восстановления потребительского спроса до докризисного уровня пока далеко, так как в поведении россиян прочно укоренилась привычка экономить. Однако есть признаки того, что можно ожидать возврата к докризисному поведению.

По мнению А. Демидова, рациональность выбора – "ничего лишнего" - и активный поиск лучших цен и промо останутся в списке привычек покупателей в 2017 году. Теперь россияне более внимательно изучают буклеты и рекламу, а также все активнее используют для поиска выгодных сделок интернет и мобильные приложения. Обращает на себя внимание общий рост аудитории пользователей мобильных приложений для шоппинга, таких как AliExpress. При этом растет и популярность отдельных мобильных приложений для FMCG-покупок. Так, в топ-500 самых популярных мобильных приложений в России, по версии GfK, уже входят приложения сети Перекресток и агрегатора промо-акций Edadeal.

В то же время на FMCG рынке, который обычно быстрее других реагирует на улучшение покупательских настроений, появились предвестники того, что потребление возвращается к докризисным образцам. Александр Демидов приводит такие факты из исследований GfK: увеличилась доля тех, для кого атмосфера магазина важнее системы скидок; снизилась доля тех, кто готов ходить по нескольким магазинам в поиске более дешевых товаров; несколько увеличилась доля новаторов, а также тех, кто считает, что биопродукты должны стоить дороже.

Есть изменения и в стилях потребления. В частности, если в острый период кризиса росла доля тех, для кого долг важнее, то теперь - с его ослаблением - стремление следовать долгу снижается, а желание удовольствий увеличивается.


Статьи, публикации, интервью...