Биржевые новости

15 марта 2017 г.  15:53

Маневр 22/22, или 1,4 трлн/1,2 трлн руб.

Предлагаемый Минфином РФ ненефтегазовый налоговый маневр со снижением ставки страховых взносов с 30% до 22% и повышением ставки НДС с 18% до 22% призван уравнять конкурентные условия в экономике, затормозить процесс ухода бизнеса в неформальный сектор и, как следствие, сократить разбалансировку государственных страховых систем, сообщил журналистам замминистра финансов Владимир Колычев.

При этом в Минфине утверждают, что не ставят целью маневра фискальную девальвацию.

"В стране с плавающим курсом невозможна фискальная девальвация. Она возможна только в странах с управляемым курсом, некоторые из них, когда не могли адаптироваться к внешним шокам за счёт корректировки валютного курса, прибегали к таким политикам", - сказал В.Колычев.

Вариант 22/22, по его словам, дает баланс между нейтральностью для бюджета и соотношением положительных и негативных последствий для частного сектора. "Что подразумевают нейтральные последствия с бюджетной точки зрения? Это означает, что бюджет никаких дополнительных доходов не получает, что означает, что нагрузка в целом на частный сектор не меняется, меняется только ее структура. Можно говорить о том, что раз для бюджета он нейтрален, то для частного сектора тоже нейтрален в целом по экономике", - отметил замминистра.

Маневр затрагивает только стандартную ставку НДС (18%), льготная ставка 10% не меняется, также сохраняются и существующие льготы по страховым взносам, однако Минфин предлагает убрать порог в 10% для взносов в Пенсионный фонд, которые платятся с превышения в 2017 году годовой зарплаты 876 тыс. рублей.

В результате реализации маневра трансферт в Пенсионный фонд из федерального бюджета увеличится, однако, по мнению Минфина, система с текущим уровнем страховых взносов в будущем будет более разбалансированной, чем если сейчас увеличить трансферт.

Минфин не боится снижения собираемости НДС в результате повышения ставки, отмечая, что опыт других стран показывает, что проблемы с администрированием начинаются при ставке 25% и выше.

От проведения налогового маневра, отмечает В.Колычев, выигрывает формальный сектор практически по всем отраслям. "Единственный сектор, по крайней мере, в укрупненном виде, который проигрывает, это строительство, там негативное последствие связано с тем, что высока доля неформальных платежей заработных плат. От НДС уйти тяжело, увеличение ставки НДС, естественно, строительный сектор в большей степени заплатит, в то время как положительный эффект от снижения страховых взносов меньше, потому что доля зарплаты в конвертах там больше. Если смотрим на 12 ОКВЭДов (общероссийский классификатор видов экономической деятельности), единственный ОКВЭД, у которого негативные последствия, это строительство. У остальных от нейтрального до глубоко положительного", - сказал он.

На промышленность в целом эффект будет положительный. Наиболее позитивный косвенный эффект маневр будет иметь для экспорта и импортозамещающих компаний.

В целом маневр должен способствовать и росту экономики, рассчитывает Минфин.

Как ранее заявлял министр финансов Антон Силуанов, для бюджета маневр 22/22 будет иметь нейтральные последствия. "Это означает, что снижение страховых взносов будет сопровождаться увеличением по НДС, соответственно, все негативное, до копейки, влияние на бюджеты фондов, связанное со снижением поступления страховых взносов, будет полностью компенсировано дополнительным трансфертом из федерального бюджета. Трансферт увеличится ровно на ту сумму, на которую по параметрам маневра появятся выпадающие доходы у бюджетов фондов", - пояснил В.Колычев.

По расчетам Минфина, в 2019 году в случае введения маневра сокращение поступления страховых взносов будет чуть меньше чем 1,4 трлн рублей, поступление НДС вырастет на 1,2 трлн рублей. Разницу в 200 млрд рублей между этими параметрами будет нейтрализовать экономия на страховых взносах по работникам бюджетного сектора. "Нейтральность для бюджетной системы считается не только за счет доходов, но и расходов. Довольно большая часть фонда оплаты труда приходится на бюджетный сектор, соответственно, будет некая экономия за счет снижения страховых взносов, она тоже считается в общем нейтральном эффекте", - пояснил В.Колычев.

При этом Минфин в оценке влияния маневра на бюджет не учитывает возможный эффект "обеления" теневого сектора. "Когда мы говорим о нейтральности для бюджета, мы говорим о том, что если текущая доля формальных и неформальных секторов сохранится, то эффект будет нейтральным. (...) В бюджетные проектировки мы не закладываем обеление. Это консервативный подход к бюджетному планированию", - отметил замминистра.

По оценкам Минфина, введение предлагаемых мер может разогнать инфляцию на 2 процентных пункта (п.п.), из которых 1,5 п.п. - разовый эффект, а 0,5 п.п. - усиление инфляционных ожиданий.

"Общий прямой эффект мы считаем, исходя из переноса один в один НДС и распределения снижения страховых взносов между потребителем и корпоративным сектором приблизительно 50/50, в зависимости от конечных параметров маневра может составлять от 1 до 1,5 п.п. (...) Когда мы говорим о 2 п.п. и более, то учитываем вторичный эффект, связанный с инфляционными ожиданиями", - сказал В.Колычев.

Минфин не считает вклад налогового маневра в инфляцию настолько существенным, чтобы проводить его в несколько этапов.


Статьи, публикации, интервью...