Биржевые новости

14 июля 2017 г.  17:08

ВЭБ сможет привлекать вклады юрлиц в пределах обязательств клиентов банка

Правительство РФ одобрило законопроект, расширяющий возможности Внешэкономбанка привлекать средства от компаний, непосредственно не связанных с его проектами, но с определёнными ограничениями. Утверждению документа предшествовала затяжная дискуссия с участием ВЭБа, крупных банков, ведомств и ЦБ, которые по-разному оценивали последствия его применения.

Поправки в ФЗ "О банке развития" 10 июля были одобрены правкомиссией по законопроектной деятельности, а в четверг - правительством, и теперь будут внесены в Госдуму, сообщила пресс-служба Белого дома.

Камнем преткновения в ходе обсуждения этого законопроекта был вопрос о расширении круга лиц, которые могут размещать средства в ВЭБе. Эта тема впервые возникла еще в 2015 году, однако тогда предложение встретило сопротивление как со стороны ЦБ, так и банков, которые посчитали, что в этом случае ВЭБ вступает с ними в прямую конкуренцию, следствием которой может стать снижение объема и удорожание стоимости ресурсной базы. В прошлом году, уже при новом руководстве ВЭБа, обсуждение продолжилось.

Еще нынешней весной разногласия оставались существенными. Как сообщал в марте источник "Интерфакса", в конце марта Минфин провел совещание, по итогам которого сторонам не удалось прийти к приемлемому для всех варианту. Минфин предложил исключить из законопроекта положения, разрешающие ВЭБу привлекать депозиты юрлиц, непосредственно не участвующих в его проектах: это сблизило бы его бизнес-модель с моделью универсального банка, отмечали в министерстве. Такой же позиции придерживался и ЦБ. Разработчик поправок, Минэкономразвития, выступал за компромиссный вариант, при котором ВЭБ сможет привлекать средства от компаний, признаваемых по российскому закону контролирующими или подконтрольными лицами участника его проектов. При этом Минэкономразвития предложило сохранить в законопроекте право ВЭБа на основании отдельных решений правительства привлекать во вклады средства юрлиц, не связанных с его проектами.

Сам ВЭБ, нуждающийся в источниках фондирования проектов в условиях ограничений доступа на внешний рынок капитала и лимитированного бюджетного финансирования, сдержанно оценивал эффект от обсуждаемых нововведений. ВЭБ исходит из нецелесообразности существенного изменения его бизнес-модели в пользу универсального банка и намерен соблюдать принципы своей деятельности, включающие отсутствие конкуренции с коммерческими финансовыми институтами, заявляли в ВЭБе, а оценку потенциальных объемов привлекаемых денежных средств корпоративных клиентов называли "сдержанной".

В итоге законопроект был одобрен с формулировками, которые предлагал ВЭБ, однако с оговоркой.

Банк развития, согласно законопроекту, может привлекать во вклады средства юрлиц - участников проектов ВЭБа или их подконтрольных структур. Что касается не связанных с проектами банка компаний, то правительство вправе принимать "отдельные решения" по размещению их вкладов в ВЭБе (в целях обеспечения финансовой устойчивости ВЭБа, создания условий для выполнения им обязательств по соглашениям о привлечении и предоставлении финансирования, диверсификации источников финансового обеспечения участия банка в реализации госпрограмм и проектов, включая внешнеэкономические, а также финансового обеспечения реализации отдельных проектов ВЭБа, "имеющих общегосударственное, стратегическое или приоритетное значение для экономики").

При этом в первом случае должно соблюдаться следующее требование: объем привлеченных денежных средств не может превышать размера прав (требований), принадлежащих ВЭБу на основании денежных обязательств, возникших в рамках реализации проектов с его участием. Для исключений, принимаемых по решению правительства, действует другая оговорка - объем привлеченных денежных средств не может превышать размер капитала ВЭБа.

"Хочу обратить внимание, что банковские функции в отношении участников проектов осуществлялись с момента создания банка развития. Мы никогда не ставили вопрос о привлечении на системной основе во вклады денежных средств юридических лиц, не имеющих связи с реализуемыми Внешэкономбанком проектами. ВЭБ всегда заявлял об отсутствии у него намерения конкурировать на финансовых рынках с коммерческими банками", - сказал зампред ВЭБа Алексей Иванченко, процитированный в сообщении банка.

"Новая стратегия требует существенного повышения эффективности и контроля движения средств, направленных в проекты. Открытие и ведение счетов данной категории лиц позволит обеспечить более эффективное комплексное банковское сопровождение проектов ВЭБа, создание дополнительных инструментов мониторинга и контроля движения предоставляемых ВЭБом средств, а также управления рисками долгосрочных и сложноструктурированных проектов", - заявил он.

Открытие счетов и привлечение депозитов у структур, непосредственно не участвующих в реализации проектов ВЭБа, на основании отдельных решений правительства и в пределах капитала банка может потребоваться "для привлечения средств на крупные инфраструктурные и общегосударственные проекты развития от частных инвесторов, включая иностранных, что позволит снизить финансирование таких проектов из федерального бюджета", заявил ВЭБ.

Законопроект также предусматривает наделение ВЭБа функциями по участию в синдицированном кредитовании, предоставлению мезонинного финансирования, использованию инструментов партнерских финансов.


Статьи, публикации, интервью...