ВШЭ: в ближайшие годы не стоит ждать устойчивого роста вышедшей из рецессии торговли
Розничная и оптовая торговля во втором квартале этого года вышла из рецессии, но заметного устойчивого роста в ближайшие годы ожидать не стоит, считает директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
"В целом, можно с обоснованной уверенностью констатировать, что и розничная, и оптовая торговля вышли из рецессии в зону "позитивной стагнации", которая практически гарантирует отрасли отсутствие заметных провалов, характерных для 2015 и 2016 годов, но вряд ли обеспечит заметный устойчивый рост в ближайшие, как минимум, полтора-два года", - заявил Г.Остапкович.
Согласно результатам конъюнктурного опроса, во втором квартале оптовым организациям частично удалось снизить давление негативных факторов, сформированных в первом квартале. "В результате, по итогам первого полугодия в отрасли сформировалась умеренно благоприятная деловая конъюнктура с пока еще преобладающим негативным рисковым фоном", - отметил он.
Как говорится в исследовании, во втором квартале наиболее неблагоприятный деловой климат был характерен для организаций, реализующих бытовые электротовары. Из-за низкого спроса неустойчивые позиции были у оптовых фирм, поставляющих парфюмерию и косметику. Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) снизился у фирм, занимающихся реализацией пищевых продуктов.
В то же время положительную динамику ИПУ во втором квартале показали организации, поставляющие фармацевтические и медицинские товары, компании, занимающихся реализацией топлива, машин и оборудования, а также автотранспортных средств.
Как считает Г.Остапкович, "вероятность качественных перемен в третьем квартале по-прежнему низка". Причина - в высокой дифференцированности: стабилизаторами сегмента были и остаются организации, занятые в сфере продаж производственно-технической продукции, очевидными аутсайдерами данного рынка продолжают оставаться социально ориентированные оптовые компании, поставляющие товары конечным потребителям - населению.