Биржевые новости

2 августа 2017 г.  09:40

Предложенная ФАС реформа ж/д тарифов не нашла понимания у потребителей

Железнодорожный рынок холодно встретил инициативы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ по изменению тарифной системы в отрасли, пишет "Коммерсантъ".

"Наибольшие возражения касались права государства регулировать цены на услуги операторов, аффилированных с ОАО "Российские железные дороги" - в первую очередь речь идет об АО "Федеральная грузовая компания" (ФГК). Клиенты монополии сочли это посягательством на свободу рынка. По вопросу предоставления спецнадбавок к тарифу РЖД на капремонты или закупку локомотивов мнения разделились, но в итоге потребители пока предлагают ограничить надбавку 1%, ее срок - одним годом и не выделять ее на локомотивы", - отмечает газета.

То, что грузоотправители и железнодорожные операторы в целом не поддерживают предложения ФАС об изменениях в государственном регулировании тарифов на железных дорогах, следует из свода позиций органов власти и потребителей и протокола заседания комитета по стратегии Совета потребителей РЖД 24 июля (издание ознакомилось с копиями документов).

Ведомство предлагает дать "Российским железным дорогам" возможность целевой надбавки к тарифу как на капремонт инфраструктуры, так и на обновление локомотивного парка, право вводить тарифные скидки на 10 лет, ввести сквозные железнодорожно-паромные тарифы, опустить до уровня РЖД высокие тарифы "Железных дорог Якутии" (ЖДЯ) и другие инициативы, напоминает "Коммерсантъ".

Потребители и ведомства солидарно выступили против идеи ФАС о возможности вводить регулирование цен операторов, входящих в одну группу лиц с организациями, оказывающими услуги перевозки грузов. Речь идет, прежде всего, об РЖД и ее ФГК (на нее приходится 14,3% железнодорожных грузоперевозок в РФ). Против тарифа для "Федеральной грузовой" выступил и Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ, объединяет крупных и средних владельцев подвижного состава). Это следует из его позиции, направленной Совету потребителей монополии (с ней также ознакомилась газета).

По мнению СОЖТ, рынок услуг операторов конкурентный, услуги по предоставлению вагонов не подпадают под государственное регулирование, а предлагаемые решения ставят "дочки" "Российских железных дорог" в неравные условия. Того же мнения придерживаются в Минэкономразвития и в Минтрансе. Но на заседании комитета по стратегии было высказано и альтернативное мнение - о выгодности для грузоотправителей госрегулирования ФГК, хотя комитет в целом рекомендовал удалить этот пункт из поправок, сообщает издание.

Оно отмечает, что сильнее всего мнения разделились по вопросу целевой надбавки к тарифу. Ряд потребителей выступил за нее, так как она способствует улучшению качества услуг РЖД. Другие были против, так как вырастут затраты потребителей. Ряд участников рынка требовал ее ограничить. Отдельные аргументы поступили против направления ее конкретно на локомотивы, в том числе потому, что параллельно ФАС предложила определять тариф и надбавку на основе стоимости жизненного цикла тяги. По оценкам операторов, стоимость жизненного цикла магистрального грузового локомотива - около 1 млрд руб. на единицу.

"При приобретении ежегодно по 430-450 локомотивов на тарифную систему априори накладываются обязательства по покрытию сотен миллиардов вмененных издержек РЖД", - сообщили "Коммерсанту" в одной из компаний. В итоге комитет по стратегии выступил за надбавку с оговоркой, что конкретный ее характер согласовывается с Советом потребителей, за предложение ограничить ее размер 1%, а срок - одним годом, а также против направления ее на локомотивы.

Также потребители выступили против введения сквозных тарифов (поскольку портовые тарифы не регулируются), уравнивания тарифов РЖД и ЖДЯ - из-за риска отнесения затрат последней на потребителей "Российских железных дорог" и прецедентного нарушения принципа установления тарифов на основе затрат. Резкий протест вызвало намерение ФАС установить отдельный тариф на услугу по организации движения грузовых поездов по расписанию и распределению ниток графика: по мнению потребителей, это обязанность РЖД и часть его технологии, а не отдельная услуга.

Дискуссия развернулась и по возможности введения инвесттарифов на отдельных участках инфраструктуры, чтобы окупить инвестиции в их развитие. Часть потребителей была за эту инициативу с оговоркой, исключающей распространение повышенного тарифа на остальную инфраструктуру. Но часть участников рынка, в том числе "РусАл" (MOEX: RUALR), выступили против, считая, что на магистральных безальтернативных участках это может ущемить интересы грузовладельцев, не входящих в круг инвесторов. Комитет по стратегии поддержал нововведение, но только в отношении участков, примыкающих к путям необщего пользования, пишет газета.


Статьи, публикации, интервью...