Биржевые новости

3 августа 2017 г.  09:29

Аналитический центр при правительстве РФ за продажу до 75% "Трансконтейнера" - газета

Аналитический центр (АЦ) при правительстве РФ представил кабмину предложения о судьбе ПАО "Трансконтейнер", придя к выводу, что продажа акций компании целесообразна, причем, чем больше будет пакет, тем лучше, пишет "Коммерсантъ".

По его данным, министерство экономического развития РФ представило в аппарат первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова результаты анализа перспектив продажи 50% + 2 акций актива, принадлежащих ОАО "Российские железные дороги" через АО "Объединенная транспортно-логистическая компания" (ОТЛК). Факт получения письма газете подтвердили в секретариате И.Шувалова.

Резюме по этому вопросу должно было последовать по окончании работы АЦ, которому "Трансконтейнер" заказал анализ перспектив рынка мультимодальных перевозок, включая контейнерные, а также сценариев присутствия на нем российских игроков. По словам источника издания, знакомого с протоколом совещания, состоявшегося на прошлой неделе в Минэкономразвития, где аналитический центр сообщал о своих выводах, в докладе прозвучал тезис, что "с учетом текущей ситуации и тенденций развития рынка продажа акций (компании) актуальна для РЖД". Представители АЦ отказались от комментариев "Коммерсанту", ссылаясь на жесткую конфиденциальность по контракту.

Но, как сообщил газете источник, знакомый с содержанием доклада, центр, действительно, считает наиболее предпочтительным приватизацию, причем объем пакета должен быть максимальным (до 75%) для полного выхода из актива. Первым к продаже следует предложить пакет НПФ "Благосостояние": по заключению аналитического центра, пенсионный фонд, контролируемый РЖД на управленческом уровне, консолидировал 24,5% "Трансконтейнера" при лимите 15%, что противоречит закону о размещении средств пенсионных резервов. Источник издания, близкий к НПФ, однако говорит, что вывод о нарушении фондом законодательства "не соответствует действительности". По его словам, на 28 июля доля акций оператора в пенсионных резервах составляла 2,11%.

После выхода "Российских железных дорог" из "Трансконтейнера" монополии следует создать либо федерального конкурента оператору, либо компанию, нацеленную на синергию с ОТЛК. Это может занять 3-4 года или более, если будет соглашение о неконкуренции, и потребовать почти всех средств от сделки, добавил собеседник "Коммерсанта", излагая содержание доклада.

В документе также указывается на обоснованность предложения группы "Сумма" Зиявудина Магомедова о создании национального контейнерного оператора на базе "Трансконтейнера" и входящей в "Сумму" группы FESCO (ей принадлежит 25,07% ж/д компании). "Сумма" давно готова купить контрольный пакет акций "Трансконтейнера", в июне З.Магомедов уточнял, что рассматривается покупка либо всего пакета у РЖД, либо 25% акций с приобретением еще 25% в течение 2-3 лет. Во втором случае сумма сделки превысит 30 млрд руб., пояснял он. В среду в "Сумме" сообщили газете, что по-прежнему рассчитывают приобрести 25%, но готовы принять участие в торгах и за контрольный пакет.

АЦ считает, что синергия FESCO и "Трансконтейнера" может "с высокой долей вероятности" увеличить грузопоток на 1,4 млн TEU в год и дать "Российским железным дорогам" 22,7 млрд руб. дополнительной выручки в год. На совещании в министерстве транспорта РФ оператор согласился с оценкой грузопотока. РЖД заявили, что синергия даст рост, но только "в случае качественного управления активами". Но привлеченный консультант Boston Consulting Group (BCG) с этим не согласился, сообщил источник издания, знакомый с ходом совещания. В целом же "Российские железные дороги", "Сумма", "Трансконтейнер", аналитический центр и BCG сошлись в том, что смена собственника пакета нейтрально скажется на рынке, добавил он. РЖД ранее выступали против продажи оператора. В интервью "Коммерсанту" в мае глава монополии Олег Белозеров напоминал, что перевозчика устраивает статус-кво, а "Трансконтейнер" как монополист должен быть в составе компании, чтобы государство могло контролировать цены.

Как сообщил источник газеты на транспортном рынке, консенсус ведомств в том, что РЖД следует продать пакет целиком, сохранив за собой право остаться в контейнерном сегменте, сформировав новую компанию. Другой собеседник издания уточнил, что в письме И.Шувалову есть оба варианта - и продажа, и сохранение пакета - и при этом говорится, что при продаже на открытый аукцион должен быть выставлен весь пакет "Российских железных дорог". Но среди сторонников продажи, говорят собеседники "Коммерсанта", нет единого мнения относительно того, что покупателем должна быть "Сумма".

Один из них сообщил, что обремененность FESCO долгом в 6 EBITDA и сложное положение "Стройновации" уменьшают решимость чиновников санкционировать этот вариант. При этом, сказал источник газеты в правительстве, для развития контейнерного движения не хватает инфраструктуры по обработке грузов - транспортно-логистических центров (ТЛЦ). У РЖД нет внятной программы развития "Трансконтейнера", есть много альтернативных инвестиционных проектов, и если ТЛЦ будет строить монополия, она в лучшем случае будет делать это медленно.

В транспортно-логистических центрах оператора значительная часть активов принадлежит "Российским железным дорогам", услуги оказываются на льготных условиях, что не сохранится после продажи, добавил источник издания. Сейчас занижен и тариф на перевозку контейнеров, что повышает маржу "Трансконтейнера", отметил он, но после продажи эти условия вряд ли сохранятся.

Среди претендентов на покупку "Трансконтейнера" - также АО "Первая грузовая компания" (входит в группу UCL Владимира Лисина). АЦ рассматривал и вариант продажи акций оператора Российскому фонду прямых инвестиций (РФПИ). Он до сих пор готов рассмотреть возможность покупки доли, сообщил источник "Коммерсанта", с привлечением как финансового партнера, например фонда ОАЭ Mubadala, так и стратегического - например, DP World.

В РФПИ отказались от комментариев изданию. Но как говорит собеседник газеты, при определении цены доли фонд готов ориентироваться на продажу принадлежавших Европейскому банку реконструкции и развития 9,24% акций "Трансконтейнера" НПФ "Благосостояние" за 2,75 млрд руб., или по 2,39 тыс. руб. за акцию, в апреле 2016 г. Тогда эта сумма включала премию 15% к средней цене за полгода, в среду на закрытии торгов бумаги оператора стоили 2,95 тыс. руб. за акцию, на 23,4% выше.

Источник "Коммерсанта", близкий к "Благосостоянию", заявил, что по нормативам фонд может продавать активы только при условии получения доходности, сопоставимой с риском участия в акционерном капитале и учитывающей конъюнктуру рынка. НПФ считает возможной продажу с учетом минимальной доходности не ниже 10% годовых, сказал собеседник газеты, а цена на 1 января, по данным учета НПФ, составляла 3,6 тыс. руб. за акцию.


Статьи, публикации, интервью...