Биржевые новости

2 октября 2017 г.  13:04

На российском рынке услуг сохраняется умеренно неблагоприятный деловой климат - ВШЭ

На российском рынке услуг сохраняется умеренно неблагоприятный деловой климат; развитие сервисных организаций сдерживается, прежде всего, слабым спросом на оказываемые услуги. Цены на услуги на фоне низкой потребительской активности остаются стабильными, предприниматели не намерены повышать их до конца текущего года, говорится в обзоре, подготовленном Центром конъюнктурных исследований ИСИЭЗ ВШЭ на основании анализа результатов выборочного опроса руководителей около 5,5 тыс. организаций, оказывающих различные виды платных услуг.

Сфера услуг продолжила дрейф в зоне стагнации; наметившаяся в начале 2017 года позитивная тенденция восстановления деловой активности затормозилась во 2-м квартале и пока не возобновилась. На протяжении всех трех кварталов текущего года респонденты практически одинаково - и преимущественно негативно - оценивали динамику основных показателей деятельности сервисных организаций. Обобщенные результаты 3-го квартала 2017 г. - балансы позитивных и негативных мнений предпринимателей - сохранили отрицательные значения, свидетельствующие о снижении спроса на оказываемые услуги, ухудшения производственных и финансовых результатов деятельности организаций.

"Результирующий индикатор обследования - сезонно сглаженный индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в сфере услуг - не покидает зону отрицательных значений уже более трех лет, указывая на неблагоприятный деловой климат в этом секторе экономики. Рост на 3 процентных пункта (п. п.) в начале текущего года позволил ИПУ выйти из диапазона рекордно низких результатов 2015-2016 гг., однако затем позитивная тенденция не получила дальнейшего развития. Во 2-м и 3-м кварталах 2017 г. индикатор оставался на отметке минус 4% - это лучшее значение за последние одиннадцать кварталов, однако оно значительно ниже предкризисного уровня ИПУ", - говорится в информационно-аналитическом материале.

Индекс предпринимательской уверенности в сфере услуг рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов оценок изменения спроса на услуги и экономического положения организаций в текущем квартале по сравнению с предыдущим кварталом, а также ожидаемого изменения спроса на услуги в следующем квартале; в процентах.

Ожидания предпринимателей на 4-й квартал 2017 г. выглядят в меру оптимистичными, по большинству показателей обследования сложились положительные балансы прогнозных оценок. Нулевой баланс оценок ожидаемого изменения численности занятых говорит в пользу того, что большинство предпринимателей не намерены сворачивать бизнес в ближайшем будущем. Не ожидается заметного повышения цен на услуги: баланс соответствующих оценок остался на одной из самых низких отметок за весь период наблюдений в 2%. К негативным моментам можно отнести только ожидаемое снижение прибыли организаций, баланс оценок вновь вернулся к отрицательным значениям минус 2% после положительных величин двух предыдущих кварталов.

Тем временем авторы исследования отмечают, что не менее (а по ряду показателей даже более) благоприятные прогнозы, сформированные на основании мнений предпринимателей в первой половине года, затем не вполне оправдались. "Улучшения оценок фактической динамики, которое свидетельствовало бы о постепенном выходе сферы услуг из стагнации, не произошло по вполне очевидной причине - из-за отсутствия роста благосостояния населения и потребительской активности. Хотя предприниматели не потеряли оптимизма, надеясь на оживление спроса на предоставляемые услуги, реальный рост сектора может начаться только после восстановления доходов населения", - говорится в обзоре Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ ВШЭ.


Статьи, публикации, интервью...