Fitch: расчистка трансформирует российский банковский сектор
Fitch Ratings отмечает, что количество банков в России может уменьшиться вдвое в ближайшие четыре года, по мере того как расчистка сектора и усиление конкуренции будут обусловливать консолидацию и бегство к качеству. Использование нового механизма санации для спасения крупных банков может в некоторых случаях снизить риски для старших кредиторов, однако более значительное доминирование государственных кредитных организаций может усилить зависимость сектора от государства с учётом регулярных потребностей большинства госбанков в поддержке.
С начала расчистки в
Недавние случаи с "Открытием" и "Бинбанком" не являются свидетельством системного кризиса, поскольку на них в сумме приходилось лишь 5% рынка, и риск распространения неблагоприятных последствий является ограниченным. Расчистка нацелена на более слабые частные банки, на которые приходится около четверти активов сектора. Финансово сильные банки и банки, получающие поддержку от государства, на которые приходится около 75% активов сектора, не испытывают прямого воздействия от проводимых мер.
Новый механизм санации проблемных банков, введённый в этом году, представляется более эффективным, чем предыдущий. Согласно новой схеме, фонд консолидации ЦБ РФ приобретает проблемные банки и проводит их рекапитализацию таким образом, чтобы они сразу выполняли все регулятивные требования, что должно привлечь более сильных покупателей, в отличие от старого механизма, когда нередко покупателями выступали слабые банки. Это было обусловлено тем, что санируемые банки не должны были соблюдать нормативы в период восстановления капитала за счёт прибыли, обеспечиваемой дешёвым фондированием от ЦБ РФ, позволяя банкам-санаторам переводить в них свои токсичные активы, что в конечном итоге приводило к дополнительным расходам на санацию.
Хотя мы ожидаем, что число банков может сократиться до 300 по сравнению с почти 600, по нашему мнению, около 50 банков было бы достаточно для обслуживания российской экономики. В то же время ЦБ РФ не хочет, чтобы слишком много мелких банков были вытеснены из бизнеса, и вводит базовую лицензию с более мягкими регулятивными требованиями для кредитных организаций с капиталом менее 1 млрд. руб. Мы ожидаем, что почти половина российских банков перейдут на базовую лицензию. Системные риски, обусловленные более мягким регулированием, являются ограниченными, поскольку на эти банки приходится менее 2% активов сектора. Кроме того, базовая лицензия ограничивает международные операции, что поможет препятствовать оттоку капитала из страны.
Доля государственных банков увеличивается, что без усиления надзора за ними и их функций риск менеджмента может привести к росту рисков для сектора. Большинство государственных банков, кроме Сбербанка, который является заметным исключением, зависят от регулярной государственной поддержки. Со времени кризиса