Биржевые новости

17 октября 2017 г.  15:58

В Госдуму внесен законопроект, смягчающий валютный контроль за операциями проживающих за рубежом граждан РФ

Правительство внесло в Госдуму поправки, упрощающие использование счетов в иностранных банках российскими гражданами, которые подолгу живут за границей. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" опубликован на сайте правительства.

Законопроект направлен на устранение избыточных обременений для уполномоченных банков и физлиц-резидентов при совершении валютных операций с использованием счетов, открытых ими в банках за пределами России, расширение перечня разрешенных случаев зачисления денежных средств на счета физлиц-резидентов, открытые ими в банках за рубежом, минуя уполномоченные банки, а также установление особенностей выполнения физлицами-резидентами обязанностей по уведомлению налоговых органов об их счетах, открытых в зарубежных банках, и по представлению отчетов налоговым органам о движении средств по зарубежным счетам физилиц, срок пребывания которых за границей в течение календарного года в совокупности составил более 183 дней независимо от количества въездов в Россию в этом календарном году.

Как говорится в сообщении, анализ правоприменения федерального закона от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", определяющего понятие "резидент", выявил неоднозначность его понимания в отношении российских граждан, постоянно проживающих в иностранном государстве в течение не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным госорганом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве в течение не менее одного года на основании рабочей или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года

Такую категорию граждан РФ закон о валютном контроле относит к нерезидентам в целях проведения валютных операций.

Это определение затрудняет российским банкам проведение валютных операций по поручениям физлиц. В соответствии со статьей 849 Гражданского кодекса операции по списанию средств со счета должны быть выполнены банком не позднее дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа. Таким образом, банк должен определить, является ли физлицо резидентом, и правильно применить валютное законодательство в течение не более двух дней с момента представления клиентом платежного документа.

Кроме того, при правоприменении этой нормы неясно, какой период времени должен рассматриваться для применения правила о совокупности виз, а также допустимо ли прерывание годичного срока пребывания гражданина РФ за границей по разным обстоятельствам (краткосрочные поездки в Россию).

Также формулировка этой нормы создает проблемы для российских банков с определением статуса граждан РФ, пребывающих в иностранном государстве, с которым у России установлен безвизовый режим въезда и пребывания.

Законопроектом в связи с этим предлагается исключить требование об обязательном представлении физлицом-резидентом уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета резидента об открытии счета с отметкой о принятии уведомления.

Отмена этого требования обусловлена подписанием Российской Федерацией многостороннего соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года. В рамках соглашения налоговые органы сторон обмениваются информацией о счетах, открытых на их территории резидентами других стран - участниц соглашения, в автоматическом режиме. Предлагаемое законопроектом изменение устранит излишнее административное обременение как для физлиц - резидентов, так и для уполномоченных банков.

Налоговый кодекс устанавливает требования налогового учета организаций и физлиц в налоговых органах. С целью реализации требований статьи 12 закона N173-ФЗ и обеспечения прав физлиц-резидентов в случае отсутствия у них места учета в налоговом органе, в том числе по причине отсутствия места жительства (пребывания) на территории РФ, отсутствия недвижимого имущества на ее территории, предлагается установить требования к определению налоговых органов по месту учета резидентов (юридических и физических лиц) только для целей закона N173-ФЗ.

Законопроектом предусматриваются также отдельные особенности для совершения валютных операций с использованием счетов в банках за пределами России сотрудниками дипломатических представительств, консульских учреждений, постоянных представительств РФ при международных организациях. С учетом этих особенностей часть 5 статьи 12 закона N173-ФЗ предлагается дополнить положениями в части использования юридическими и физическими лицами - резидентами своих банковских счетов для получения от нерезидентов сумм, причитающихся в качестве возмещения налога на добавленную стоимость и выплачиваемых компетентными органами государства пребывания таких сотрудников.

Законопроектом расширяется перечень разрешенных случаев зачисления денежных средств на счета физлиц-резидентов, открытые ими в банках за пределами России, минуя уполномоченные банки.

К таким разрешенным случаям предлагается отнести зачисление денежных средств на счета физлиц-резидентов, открытые в банках за пределами РФ, минуя уполномоченные банки, от операций продажи нерезиденту принадлежащих физлицу-резиденту на праве собственности за пределами РФ транспортных средств, а также продажи нерезиденту принадлежащего физлицу-резиденту недвижимого имущества, если такое недвижимое имущество зарегистрировано на территории иностранного государства, входящего в ОЭСР или ФАТФ, и это иностранное государство присоединилось к многостороннему соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией или имеет с РФ действующее двустороннее международное соглашение, предусматривающее автоматический обмен финансовой информацией, и при этом счет физлица-резидента открыт в банке, расположенном на территории такого иностранного государства.

Законопроектом также расширяется перечень валютных операций, которые могут совершаться гражданами России, за счет разрешения всех валютных операций между гражданами, срок пребывания которых за границей в течение календарного года составит более 183 дней.

Вместе с тем законопроектом предлагается освободить российских граждан от выполнения обязанностей по уведомлению налоговых органов об их счетах, открытых в банках за пределами РФ, от ограничений на совершение операций, а также от необходимости представления отчетов налоговым органам о движении средств по зарубежным счетам физлиц-резидентов, если срок их пребывания за границей в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней независимо от количества въездов на территорию России в этом календарном году.

В целях устранения избыточных обременений физлиц-резидентов, связанных с обязанностью представления в соответствии с валютным законодательством РФ уведомлений и отчетов о движении средств по счетам в банках, расположенных за границей, в разные сроки, часть 8 статьи 12 закона N173-ФЗ предлагается дополнить новой нормой, в соответствии с которой для физлиц-резидентов устанавливается единый срок представления уведомлений - до 1 июня календарного года, следующего за истекшим календарным годом, если в истекшем календарном году срок их пребывания за пределами России в совокупности составил 183 дня и менее.

Предлагаемый законопроектом совокупный срок пребывания российских граждан за границей (более 183 дней в течение каждого календарного года) определен с учетом анализа возникающих у разных категорий граждан реальных жизненных ситуаций (приезд в Россию в связи с отпуском, посещением родственников, отдых обучающихся за рубежом студентов во время каникул и др.), а также с целью сближения правового статуса граждан России, являющихся валютными резидентами, с их статусом налоговых резидентов в соответствии с требованиями статьи 207 Налогового кодекса РФ.


Статьи, публикации, интервью...