Биржевые новости

3 ноября 2017 г.  18:35

Верховный суд отвел ФНС 3 года на проактивный контроль внутри системы

Верховный суд РФ (ВС) подтвердил право вышестоящих налоговых органов проверять и отменять решения нижестоящих по собственной инициативе, без обращения со стороны налогоплательщика.

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС, опубликованное 31 октября, исходит из толкований Конституционного суда, в том числе постановления №9-п от 24 марта 2017 года. "Исходя из актов (КС) не исключается возможность отмены (. . .) такого решения, которым налогоплательщику были предоставлены определенные льготы (. . .) в нарушение требований законодательства. В данном случае предусматривается право государства, выявившего ошибку в определении налоговой обязанности, исправить ее по собственной инициативе", - говорится в определении. Суд указывает, что такое регулирование согласуется со ст.57 Конституции, из содержания которой усматривается, что определение размера налоговой обязанности не является предметом усмотрения налогоплательщиков и налоговых органов, налоги должны уплачиваться в законно установленном размере.

Это определение вынесено при рассмотрении кассационной жалобы ООО "Аквамарин". Компания обратилась в Арбитражный суд Москвы, чтобы оспорить решение Федеральной налоговой службы. Как следует из материалов дела, камеральная налоговая проверка за четвертый квартал 2013 года привела к доначислению 10,79 млн рублей НДС, пени и штрафа. Управление ФНС по Костромской области отменило решение инспекции. По его мнению, инспекция не смогла доказать согласованность действий компании и ее контрагентов, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды. В свою очередь, ФНС отменила решение управления и оставила доначисления в силе. Конкретную сумму доначислений "Аквамарин" оспаривал в рамках другого дела.

Суды всех трех инстанций приняли решение в пользу ФНС, подтвердив ее право осуществлять контроль за нижестоящими налоговыми органами не только в рамках проведения контрольных налоговых мероприятий, но и в порядке подчиненности в рамках контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов (когда оценивается только законность решения налогового органа без участия налогоплательщика), говорится в определении ВС. "В связи с этим суды поддержали позицию ФНС России о возможности отмены решения управления без жалобы налогоплательщика, поскольку процедура (сроки) такой отмены не предусмотрены ни законом о налоговых органах, ни Налоговым кодексом", - отметил ВС.

Право налогоплательщика на судебную защиту не нарушено, посчитал ВС, оставляя решения судов в силе. "Фактически были оставлены в силе решения инспекции, обжалующиеся обществом в Арбитражном суде Костромской области в рамках (второго дела). В этой связи действия ФНС России не привели к новым доначислениям в отношении общества; налогоплательщик реализовал свое право на судебную защиту", - пояснил ВС.

Отдельно ВС рассмотрел вопрос о сроках, в рамках которых вышестоящий налоговый орган проактивно может поправить нижестоящий. "Очевидно, что они не могут быть неограниченными во времени. Так, в актах Конституционного суда (в том числе постановления от 24 июня 2009 года №11-П и от 20 июля 2011 года №20-П) разъясняется, что никто не может быть поставлен под угрозу возможного обременения на неопределенный или слишком длительный срок", - напомнил Верховный суд. "Наличие сроков, в течение которых для лица во взаимоотношениях с государством могут наступить неблагоприятные последствия, представляет собой необходимое условие применения этих последствий. Общая правовая позиция также следует из постановления президиума Высшего арбитражного суда от 25 июля 2006 года №11366/05, в котором отмечено, что если иное прямо не указано в законе, принудительные возможности государства ограничены, по меньшей мере, сроком исковой давности", - говорится в определении.

Ст. 23 НК обязывает налогоплательщика обеспечивать сохранность данных бухгалтерского, налогового учета и других документов в течение четырех лет, напомнил ВС. "Указанный общий срок соответствует максимальной глубине выездных налоговых проверок. Данный вывод согласуется и с правовой позицией пленума Верховного суда от 12 мая 2016 года №18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" применительно к аналогичному вопросу о временных пределах осуществления таможенными органами ведомственного контроля: отсутствие в законодательстве срока на проведение ведомственного контроля не исключает необходимости учета трехлетнего срока таможенного контроля, проводимого после выпуска товаров (часть 2 статьи 164 закона о таможенном регулировании), если в результате проведения ведомственного контроля затрагиваются права и обязанности декларанта. Например, на нижестоящий таможенный орган возлагается обязанность по принятию решения о корректировке таможенной стоимости взамен отмененного решения", - отметил Верховный суд. А значит, вышестоящий налоговый орган вправе реализовать полномочия, установленные п. 3 ст. 31 НК (Права налоговых органов) в пределах срока, предусмотренного для проведения мероприятий налогового контроля, а именно в пределах трех лет, исчисляемых с момента окончания контролируемого налогового периода, указал ВС.

Внимание ФНС к этому делу привлекло ГУБЭП МВД, которое расследовало налоговые преступления в "Аквамарине". Позднее, после добровольной уплаты задолженности по налогам, уголовные дела против руководителя компании были прекращены, сообщали местные СМИ.


Статьи, публикации, интервью...