Госдума приняла закон о реабилитации банковских клиентов-отказников
Госдума в среду приняла в третьем, окончательном, чтении закон о реабилитации физических и юридических лиц, которым было отказано в банковском обслуживании по причине их возможного участия в отмывании доходов, полученных преступным путем.
Поправки в "антиотмывочный" закон были внесены ко второму чтению в изначально технический законопроект, уточняющий функции Внешэкономбанка.
Документ был представлен на заседании думского комитета по финансовому рынку в понедельник. "Поправка касается реабилитации лиц, которые попали в так называемые "черные списки" во взаимоотношениях с финансовыми институтами", - сообщил на заседании комитета его глава Анатолий Аксаков. Он напомнил, что списки составляет Федеральная служба финансового мониторинга. "К сожалению, не всегда попадают в этот список те, кто являются недобросовестными участниками рынка. Вот этой поправкой предлагается механизм реабилитации и физических лиц, и юридических лиц во взаимоотношениях с этими (банковскими) институтами", - сообщил А.Аксаков.
В свою очередь замглавы Росфинмониторинга Павел Ливадный пояснил, что закон предусматривает, что клиенты, которым отказали в банковском обслуживании по причине их возможного участия в отмывании доходов, должны будут уведомляться о том, что им отказали в обслуживании именно из-за этого. При этом в ответе не будет обозначено, какие именно операции послужили основанием для отказа в обслуживании и какие действия клиента были индикаторами при его определении его как высокорискового.
"Клиент будет знать, что к нему применены меры именно "антиотмывочного" законодательства, но относительно того, какие противоправные действия послужили, это останется тайной", - пояснил П.Ливадный.
По его словам, следующим шагом в реабилитации будет предоставление со стороны клиентов в банки необходимых документов и разъяснений, которые будут затем изучены и направлены в Росфинмониторинг, который, в свою очередь, будет учитывать эту информацию в работе.
Предусмотрено также создание специального института (межведомственной комиссии) под эгидой ЦБ РФ, которая по заявлению клиентов будет рассматривать вопросы их непричастности к противоправной деятельности, если клиент так считает и предоставит необходимые доказательства.
"Комиссия может признать, что кредитная организация и другие организации, находящиеся в сфере надзора ЦБ, применили в отношении клиентов неверные репрессалии. Тогда данный клиент будет в своих правах восстановлен и сможет обслуживаться в данной кредитной организации и проводить операции", - сообщил замглавы Росфинмониторинга.
В то же время он пояснил, что Росфинмониторинг, ЦБ и другие правительственные ведомства оставляют за собой право в дальнейшем, по итогам правоприменительной практики, механизм реабилитации скорректировать.
В 2017 году ЦБ внедрил механизм обмена с банками информацией об отказах в обслуживании сомнительным клиентам. Основания для таких отказов существовали и раньше, но банки зачастую не знали, что тому или иному лицу уже отказала в обслуживании другая кредитная организация.