Биржевые новости

24 января 2018 г.  17:46

Обязательный возврат экспортной выручки может заменить информирование налоговиков

Отмена обязательной репатриации экспортной выручки как в рублях, так и в иностранной валюте, запрета на операции между резидентами РФ за рубежом, а также снятие ограничений на операции резидентов по счетам в иностранных банках предусмотрены в поправках в закон "О валютном регулировании и валютном контроле", подготовленных Минфином РФ.

При этом резиденты будут обязаны сообщать налоговым органам о фактах зачисления на свои счета в зарубежных банках средств, полученных от нерезидентов.

О завершении подготовки законопроекта о полной отмене обязательной репатриации экспортной выручки и начале процедуры его согласования ранее заявил замминистра финансов РФ Алексей Моисеев.

"Мы сначала решили с репатриацией рублевой (выручки экспортеров), а потом подумали - почему только с рублевой, будем со всей репатриацией разбираться. Сейчас разработан законопроект, который предполагает полную отмену всех репатриаций экспортной выручки, и валютной тоже. Он в самой начальной стадии согласования, но тем не менее, мы его разработали и пытаемся продвигать", - сказал он. Замминистра также отметил, что в проекте закона отменяются три принципиально важных сохранившихся ограничения: обязательная репатриация выручки для экспортеров, обязанность возврата аванса по импорту, ограничения по режиму зарубежных счетов для физлиц - резидентов. По словам замминистра, законопроект поддерживает Минэкономразвития, "ФНС, ФТС - осторожно, а ЦБ - совсем осторожно", обсуждение его с ведомствами продолжается, и Минфин рассчитывает завершить его в текущем году.

Как сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с проектом документа, Минфин считает, что репатриация выручки при отсутствии требования об ее обязательной продаже (отменено в 2006 году) не снижает оттока капитала и не обеспечивает стабильность курса рубля, а ограничивает свободы и гибкость экономических отношений между резидентами и нерезидентами, препятствует экспансии российского бизнеса за рубежом. Кроме того, репатриация увеличивает транзакционные издержки экспортеров и импортеров.

Законопроектом отменяется обязанность резидентов зачислять на счета в уполномоченных банках полученные от нерезидентов валютные или рублевые средства, а также обеспечивать возврат в РФ аванса при импорте, если предусмотренные работы и услуги не были выполнены или товары не были ввезены в Россию. При этом им дается право получать средства от нерезидентов или на счета в уполномоченных банках, или на счета в зарубежных банках, а также получать исполнение обязательства нерезидента в другой форме в соответствии с обычаями делового оборота и договоров.

Отдельно прописывается, что резиденты, которые являются участниками бюджетного процесса - госучреждения, муниципальные учреждения, ГУПы и т.д. - обязаны обеспечивать получение иностранной или российской валюты по внешнеторговым договорам от нерезидентов на счета Федерального казначейства в уполномоченных банках. Для них сохраняется и обязанность возврата в РФ аванса по несовершенным импортным операциям.

Предлагается вывести из-под запрета операции между юрлицами - резидентами за пределами РФ, однако это не распространяется на операции по договорам, которые предусматривают передачу товаров, работ, услуг, имущества, информации и результатов интеллектуальной деятельности на территории РФ.

Резиденты - как физлица, так и юрлица - смогут без ограничений проводить разрешенные валютные операции со средствами на их счетах в банках за пределами РФ.

На счета резидентов в иностранной валюте в зарубежных банках средства от нерезидентов могут зачисляться без ограничений. Валюта, поступающая от резидентов, также может зачисляться без ограничений, за исключением средств, которыми оплачены товары, работы или услуги, переданные и оказанные на территории России.

На рублевые счета резидентов в зарубежных банках рубли могут зачисляться без ограничений как от резидентов, так и от нерезидентов.

Одновременно с этим вводится обязанность резидентов (порядок должен быть установлен правительством по согласованию с ЦБ) подтверждать налоговым органам факт зачисления на свои счета в зарубежных банках иностранной валюты или рублей, полученных за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы и услуги. Если зачисления средств не было, резидент должен подтвердить факт замены обязательства нерезидента по оплате на другие способы его погашения, если резидент воспользовался правом не зачислять средства на счета в уполномоченных банках.

Положение о том, что ЦБ устанавливает порядок предоставления резидентами уполномоченным банкам информации о максимальных сроках получения от нерезидентов средств на счета и об ожидаемых максимальных сроках передачи товаров или проведения работ по импортным операциям, заменяется просто обязанностью указывать в договорах между резидентами и нерезидентами сроки исполнения сторонами обязательств по ним. Если же расчеты проводятся через счета в уполномоченным банках, то резиденты по-прежнему должны предоставлять банкам информацию о сроках получения от нерезидентов средств и сроках поставки товаров и проведения работ нерезидентами в счет авансовых платежей, о переводе расчетов на счета в зарубежных банках либо о замене обязательства нерезидента по оплате на другие способы его погашения.


Статьи, публикации, интервью...