Биржевые новости

20 февраля 2020 г.  15:47

Минфин предлагает сократить рассылку налоговых уведомлений физлицам по почте в целях экономии

Минфин предлагает радикально расширить практику направления налоговых уведомлений и требований об уплате налогов физлицам-налогоплательщикам через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН) для сокращения расходов бюджета на массовую печать и почтовую рассылку этих документов, сообщил агентству "Интерфакс" источник, знакомый с инициативой министерства.

Для этого предлагается внести изменения в часть первую Налогового кодекса (НК) РФ.

Согласно требованиям НК налоговики ежегодно проводят массовую рассылку налоговых уведомлений на бумажном носителе заказными письмами либо для налогоплательщиков, подключившихся к ЛКН, в электронной форме через ЛКН. Налогоплательщики, получившие доступ к ЛКН, вправе направить в налоговый орган уведомление о необходимости дополнительного получения налоговых уведомлений и требований об уплате налогов по почте.

По данным Минфина, соотношение налоговых уведомлений, направленных по почте, к налоговым уведомлениям, размещенным через ЛКН, изменяется за последние годы в пользу последних - в 2016 году по почте - 88,5%, через ЛКН - 11,5%, в 2019 году по почте - 76%, через ЛКН - 24%.

В 2019 году налогоплательщикам были направлены по почте 52,7 млн налоговых уведомлений, через ЛКН в электронной форме - 16,5 млн.

Кроме того, в связи с наличием недоимки должникам посредством массовой печати и рассылки в 2016-2018 годах были направлены 62,8 млн требований об уплате налогов (в 2016 году - 17,3 млн, в 2017 году - 19,2 млн, в 2018 году - 26,3 млн).

Общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на подготовку и пересылку почтовых отправлений в рамках массовой печати документов налоговых органов (в том числе налоговых уведомлений и требований об уплате налогов), в 2018 году составил 4,1 млрд рублей.

Ежегодное увеличение тарифов на пересылку внутренней почтовой корреспонденции приводит к постоянному увеличению бюджетных расходов на пересылку налоговых уведомлений и требований об уплате налогов.

Рост тарифов на почтовую пересылку документов налоговых органов в 2017 году составил 10,81%, в 2018 году - 12,20%, в 2019 году - 10,54% до 60 руб. за одно почтовое сообщение.

Законопроектом предусматривается обеспечить переход к направлению налоговых уведомлений и требований об уплате налогов только в электронной форме через ЛКН (без направления их по почте) за исключением определенных категорий налогоплательщиков.

Сохранить направление налоговых уведомлений и требований об уплате налогов по почте предложено только для не получивших по своему волеизъявлению доступ к ЛКН инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, детей-инвалидов, пенсионеров и физлиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим на 31 декабря 2018 года, а также для несовершеннолетних и физлиц, подлежащих госохране в соответствии законодательством.

Кроме того, этот порядок сохранится для физлиц, проживающих в отдаленных от сетей связи муниципальных образованиях, перечень которых утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ по критериям, установленным Минкомсвязью.

При этом для налогоплательщиков, получивших доступ к ЛКН, отменяется дублирование направления налоговых уведомлений и требований об уплате налогов по почте.

Взамен налогоплательщикам предложено предоставить право независимо от способа направления им налоговых уведомлений и требований об уплате налогов также получать их на бумажном носителе на основании их заявлений в любом налоговом органе (по экстерриториальному принципу) либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

В целях адаптации налогоплательщиков к применению нового порядка направления налоговых уведомлений и требований об уплате налогов законопроектом предусматривается установить переходный период до 1 июня 2023 года, в течение которого будет осуществляться поэтапное применение нового порядка.

На первом этапе с 1 июня 2021 года до 1 июня 2022 года новый порядок начнет применяться в отношении налогоплательщиков, проживающих в городах с численностью населения более 1 млн человек, на втором этапе - с 1 июня 2022 года до 1 июня 2023 года он распространится на налогоплательщиков, проживающих в муниципальных образованиях с численностью населения не менее 100 тыс. человек, с 1 июня 2023 года он распространится на остальных налогоплательщиков.

При этом на переходный период в отношении налогоплательщиков, к которым предусматривается применение нового порядка, предлагается установить ограничение по начислению пеней за налоговые периоды 2020 и 2021 годы на недоимку, возникшую в связи с неуплатой налогов, указанных в налоговых уведомлениях, направленных в электронной форме через ЛКН.

В результате реализации предлагаемых изменений планируется сокращение объема бюджетных расходов на почтовую рассылку не менее 45 млн налоговых уведомлений и требований об уплате налогов (по данным за налоговый период 2018 года), за исключением 13,3 млн налогоплательщиков, для которых сохранится порядок направления указанных документов по почте, то есть более чем в 4 раза.

Для этого потребуются бюджетные ассигнования на приобретение оборудования и умощнение инфраструктуры ЛКН, а также на модернизацию оборудования, используемого для массовой печати налоговых документов для налогоплательщиков, которые продолжат получать уведомления и требования об уплате налогов по почте. Они будут носить единовременный характер и оцениваются в 2,1 млрд рублей.

Однако общий объем высвобождаемых бюджетных средств в течение 2021 и 2022 годов, по прогнозным расчетам исходя из действующих почтовых тарифов, может составить порядка 2,7 млрд рублей.

Согласно отчетности "Почты России" за 2018 год, объем ее почтового бизнеса (доставка писем и счетов) оценивается почти в 83 млрд рублей.


Статьи, публикации, интервью...