Биржевые новости

12 мая 2020 г.  14:27

Госдума приняла в первом чтении ряд законопроектов

Госдума во вторник приняла в первом чтении ряд законопроектов.

В частности, в первом чтении принят законопроект о праве предприятий малого и среднего предпринимательства (МСП), которые производят или продают подакцизную продукцию (алкоголь, табак, бензин, лекарства, ветеринарные товары), претендовать на получение государственной помощи.

Законопроект был внесен в Госдуму правительством. Поправки вносятся в закон о развитии малого и среднего предпринимательства.

Сейчас в законе прописан прямой запрет на оказание государственной финансовой поддержки в виде субсидий, бюджетных инвестиций, государственных гарантий субъектам МСП, которые производят или реализуют подакцизные товары или добывают и продают полезные ископаемые. Данную норму предлагается дополнить уточнением, что запрет действует, если иное не предусмотрено правительством РФ.

Ранее в ходе заседания ряда рабочих групп по поддержке МСП в Госдуме предприниматели жаловались на то, что если в их деятельности есть хотя бы одна позиция, которая относится к подакцизным товарам, то они не могут претендовать на поддержку государства, которая оказывается в рамках противодействия пандемии COVID-19.

Кроме того, Госдума приняла в первом чтении законопроект, согласно которому для субъектов МСП, индивидуальных предпринимателей и компаний предусматривается отсрочка по уплате начисленных административных штрафов. Согласно действующему законодательству административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в силу. Законопроект уточняет, что в 2020 г. отсрочка может составить 180 дней для субъектов МСП, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников данных юридических лиц. Речь идет об административных штрафах "в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций".

Данная отсрочка не распространяется на ряд штрафов в сфере безопасности дорожного движения, торговли лекарствами (в части наценок), нарушения законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Отсрочка не действует на штрафы за публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения.

Кроме того, в первом чтении принят законопроект, который позволяет добросовестным арендаторам, которые заключили договоры аренды недвижимости до введения режима повышенной готовности из-за COVID-19, в одностороннем порядке расторгнуть договор аренды без взимания любых плат и с возвратом обеспечительного платежа.

Законопроект был внесен в Госдуму правительством в середине прошлой недели.

Как говорится в документе, арендатор для того, чтобы воспользоваться таким правом, должен надлежащим образом исполнять свои обязанности до принятия решения о введении режима повышенной готовности из-за пандемии. Кроме того, его ежемесячные доходы должны упасть более чем на 50% с момента введения режима повышенной готовности. Расторжение производится в одностороннем порядке, арендодателю направляется уведомление об отказе от договора. При этом расторжение производится без взимания любых плат, в том числе за односторонний отказ от договора, убытков в виде упущенной выгоды, а также убытков при прекращении договора.

"Обеспечительный платеж, если он предусмотрен договором и внесен арендатором, подлежит возврату, за исключением случая, если после принятия органом государственной власти указанного решения (о введении режима повышенной готовности) арендатором были не исполнены или ненадлежащим образом исполнены обязательства, не связанные с выплатой арендных платежей", - говорится в законопроекте.

Ранее управляющий директор Российского совета торговых центров (РСТЦ) Олег Войцеховский попросил Госдуму не принимать этот законопроект. Он написал письмо в бюджетный комитет, где привел данные, согласно которым сейчас средняя собираемость аренды составляет 10-15% от условий договора.

При этом торговые центры полностью лишены дохода, а восстановление месячной выручки до результатов 2019 года может занять от 9 до 15 месяцев после открытия. В то же время собственники торговых центров несут расходы по поддержанию объектов в рабочем безопасном состоянии, по уплате налогов и обслуживанию кредитов. Принятие законопроекта, говорится в письме, повлечет переоценку объектов недвижимости, которая грозит банкам 2 трлн рублей дефолтных долгов, а также 350 млрд рублей прямых процентных потерь.

В случае принятия закон вступит в силу со дня официального опубликования.

Также в первом чтении принят законопроект, который наделяет правительство правом при угрозе ЧС или введении режима повышенной готовности регулировать особенности возврата платы за транспортные перевозки пассажиров и в отдельных случаях багажа.

Законопроект был внесен в Госдуму правительством на прошлой неделе. Он подготовлен в рамках борьбы с пандемией COVID-19.

Поправки вносятся в Воздушный кодекс, в Кодекс торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта и в Устав железнодорожного транспорта.

Согласно принятому законопроекту, правительство РФ при угрозе ЧС или введении режима повышенной готовности установить особенности исполнения договора транспортной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить уплаченную за перевозку пассажира провозную плату. Порядок и сроки возврата установит правительство.

Кроме того, принятый законопроект уточняет, что если в рамках борьбы с COVD-19 было введено ограничение на использование отдельных остановок на маршруте регулярных автомобильных перевозок или ограничение использования отдельных участков автомобильных дорог, то лица, которым выдано разрешение на перевозки, вправе изменить данный маршрут и в отношении иных автомобильных дорог. Также они смогут сократить количество рейсов и остановок по данному маршруту, изменить класс транспортного средства на нем, либо прекратить перевозки.

В случае принятия закон вступит в силу со дня официального опубликования.

В первом чтении принят законопроект правительства РФ, разрешающий компаниям получить судебную рассрочку на срок до двух лет для погашения долгов перед своими кредиторами. Это новый инструмент урегулирования взаимоотношений с кредиторами для компаний и индивидуальных предпринимателей, столкнувшихся с резким падением доходов, вводящийся на фоне экономического кризиса, сопряженного с распространением коронавирусной инфекции COVID-19.

Согласно законопроекту, который правительство внесло в нижнюю палату парламента 7 мая, воспользоваться такой рассрочкой могут компании и индивидуальные предприниматели (ИП), подпавшие под действие моратория на банкротство, который объявлен с 6 апреля по 6 октября 2020 года. В этот период контрагенты попавших в "мораторный" список компаний не могут обратиться в суд с требованием их обанкротить. Однако инициирование собственного банкротства для компаний и ИП по-прежнему разрешено, и именно этот шаг, согласно законопроекту, открывает им путь к рассрочке.

Юридическое лицо или ИП имеют право обратиться с соответствующим заявлением в суд, если соблюдается ряд условий. Основное из них - снижение выручки (дохода) должника или более чем на 20% в отчетном периоде, в котором возбуждено дело о банкротстве, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего календарного года, или год к году. Кроме того, у заявителя не должно быть долгов перед гражданами за причинение вреда жизни или здоровью, а также по зарплате. Среди условий также позиция кредиторов: рассрочка допускается, если на собрании они высказались против или воздержались от заключения мирового соглашения.

По проекту судебная рассрочка может распространяться на уже имеющиеся к моменту подачи заявления о несостоятельности долги, а также на обязательства, срок исполнения которых наступает в течение года с момента предоставления рассрочки и которые должны включаться в реестр требований кредиторов. Другие обязательства должны исполняться по обычному графику.

По общему правилу рассрочка дается на год, погашение долга должно производиться ежемесячно равными частями. Однако срок рассрочки может быть увеличен до двух лет, если выручка (доходы) должника сократились более чем на 50%. Для стратегических предприятий срок может быть продлен до трех лет.

В случаях, если рассрочка предоставляется более чем на год, должник должен предоставить своим кредиторам, чьи требования не обеспечены залогом, обеспечение в виде банковской гарантии или залога имущества. Кроме того, в период действия судебной рассрочки, превышающей один год, должны начисляться проценты, установленные в договоре между должником и его контрагентом. Если в договоре они не зафиксированы, то будут начисляться проценты в размере ключевой ставки Банка России.

Также условия рассрочки должны предусматривать, что кредиторы с размером требований более 10% от совокупной суммы задолженности имеют право на доступ к информации об имуществе и обязательствах должника. Кроме того, должник не реже раза в квартал обязан предоставлять им отчет об исполнении судебной рассрочки.

За рассрочкой смогут обратиться должники, инициировавшие свое банкротство не ранее чем через месяц после объявления о моратории, говорится в проекте. Предоставляться она будет в процедуре наблюдения для компаний или в процедуре реструктуризации для индивидуальных предпринимателей.

При вынесении решения о предоставлении рассрочки суд будет прекращать дело о банкротстве. В случае, если должник не будет выполнять условия рассрочки, то по требованию его кредиторов суд отменит ее и возобновит производство по делу о банкротстве.


Статьи, публикации, интервью...