Биржевые новости

3 июня 2021 г.  16:54

Силуанов не видит рисков для макростабильности при инвестировании из ФНБ 1,2 трлн руб. за 3 года

Увеличение предельной суммы, которая в течение трех лет может быть инвестирована из Фонда национального благосостояния (ФНБ) в инфраструктурные проекты и стратегические инициативы, с 1 трлн рублей до 1,2 трлн рублей Банк России признал не несущим рисков для макростабильности, сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов.

"С точки зрения денежного регулятора нормально (объем инвестиций из ФНБ 1,2 трлн руб.), это согласованная позиция. Она вписывается в политику, которую проводит Минфин с ЦБ на денежном рынке, поскольку траты из ФНБ - это эмиссионное финансирование, поэтому это должно согласовываться с регулятором. Мы обсуждали это с руководством ЦБ, и этот объем был признан не нарушающим макростабильность. Для стратегических инициатив, которые мы прорабатываем, это будет один из важных источников, наиболее крупный", - сказал он журналистам.

О возможном увеличении инвестирования ФНБ в ближайшие три года сообщил ранее первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов, отметив, что средства предлагается направлять не только на инфраструктурные проекты, перечень которых сейчас определяет правительство, но на более широкие стратегические цели.

Отвечая на вопрос, окончательна ли эта сумма, Силуанов отметил: "Мы ею руководствуемся".

Куда направлять средства ФНБ

Средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) могут направляться в нестандартные, но необходимые государству проекты в рамках стратегических целей на более мягких, чем для инфраструктурных проектов условиях, но это должны быть именно инвестиции, а не просто расходование средств фонда, считает министр финансов РФ Антон Силуанов.

"Инфраструктурные проекты первой части - это инфраструктурные проекты в области дорожного строительства, ж/д-строительства, коммуналки. Это, по сути, те же задачи инфраструктурного развития, которые сейчас ставятся и в стратегических инициативах. Мы договорились, что эта первая часть - чисто проектный подход с участием ФНБ в рамках определенной доли, чтобы на рубль ФНБ привлекать частные инвестиции, чтобы окупаемость и доходность была привязана к стоимости внутреннего долга. (...) А вторая часть - это источники для таких инициатив, которые имеют более длительный срок окупаемости. Но мы как Минфин, естественно, выступаем за то, чтобы сохранить проектный подход, мы не можем раздавать деньги ФНБ на текущие расходы, которые не дадут возврата", - сказал он, комментируя высказанные ранее инициативы первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова.

"Мы выступаем за то, чтобы был проектный подход, пусть с более длительным сроком возврата или более льготными условиями получения средств ФНБ. Это не должны быть текущие траты, это должно быть инвестирование ФНБ, пусть на более льготных условиях. В таком ключе поддерживаем и, как Минфин, выступаем за использование этого ресурса", - пояснил министр.

В качестве примера он привел инвестирование ФНБ в проекты по разработке самолетов. "Мы можем использовать средства ФНБ, например, при доработке наших самолетов, почему нет. ОАК требует денег, даем деньги на проект, чтобы подготовить к промышленной сборке, предположим, МС-21. Проект длинный по времени реализации. Могут быть использованы средства ФНБ? Могут. Под обычные условия сможет взять ОАК средства ФНБ? Не сможет. Поэтому логика такая - мы можем направлять в такие нестандартные для ФНБ проекты, но важные для реализации стратегических инициатив", - сказал он.

"Это должен быть проектный подход, но условия по второй части могут быть мягче, потому что мы видим необходимость ресурсного обеспечения инициатив, понимаем, что дополнительный источник в рамках бюджетного правила найти непросто. Мы находим 100 млрд рублей (в бюджете - прим. ИФ), поэтому задействуем все возможные ресурсы, в том числе, ФНБ и инфраструктурные кредиты. Такая логика", - пояснил Силуанов.

Отвечая на вопрос, соглашаются ли с такой позицией в правительстве, министр отметил: "Я думаю, что эту позицию слышат. Есть другие точки зрения. В конечном счете выработка подхода будет определена летом, принципы использования ФНБ для стратегических целей".

Также, говоря о том, когда может быть начато инвестирование ФНБ в инфраструктурные проекты, Силуанов отметил, что все зависит от готовности проектов. "Предположим, проект "Москва-Казань" или "Казань-Екатеринбург", графики очень жесткие, до 2024 года все должно заработать, поэтому я не исключаю, что в этом году деньги ФНБ могут пойти на дорогу "Москва-Казань", - сказал он.

"Расшивка узких мест РЖД на восточном полигоне, в первую очередь, для вывоза угля из Якутии - такие тоже проекты рассматриваются. По готовности деньги будут выделяться. Если проект готов, мы будем готовы выделять ресурсы в текущем году", - отметил министр.

Потребности выкупать ОФЗ с рынка сейчас нет

Правовая база для возможного выкупа ОФЗ с рынка, о котором Минфин задумался после резкого роста доли флоатеров в структуре заимствований, практически готова, но прямо сейчас пользоваться ею необходимости нет, заявил Антон Силуанов.

Объем ОФЗ с плавающим купоном был существенно увеличен в 2020 году, когда эти бумаги активно размещались Минфином в связи с необходимостью нарастить заимствования для финансирования дефицита бюджета. Резкий рост пришелся на второе полугодие: доля ОФЗ-ПК в месячных объемах размещения на аукционах увеличилась с 5,3-20,9% в январе-июне до 59,2-93,6% в июле-ноябре. Всего за прошлый год Минфин привлек на аукционах 5,279 трлн рублей, из них путем размещения ОФЗ-ПК 3,125 трлн рублей, ОФЗ-ПД - 1,836 трлн рублей, ОФЗ-ИН - 185,7 млрд рублей. Теперь Минфин прорабатывает инструменты восстановления нормальной структуры портфеля госбумаг, в том числе, возможность выкупа флоатеров. "У нас сейчас доля флоатеров около 33%, в номинале это много - больше 4 трлн рублей. Это действительно много. Нам прежде всего нужно определить источник, за счет которого можно было бы проводить выкуп. Как только появится понятный реальный источник, можно будет говорить уже и об объемах выкупа. Источником может быть что-то из раздела источников финансирования дефицита бюджета. Как вариант, остатки на счетах", - говорил в мае в интервью "Интерфаксу" замглавы Минфина Тимур Максимов, курирующий госдолг.

Как сообщил Силуанов журналистам на полях ПМЭФ-2021, законопроект, принятие которого необходимо для осуществления операций по выкупу ОФЗ с рынка, уже готов.

"Мы такой законопроект подготовили, который дает нам возможность за счет остатков участвовать на долговом рынке по покупке. Нам такой инструмент нужен, такой законопроект в Думе", - сообщил министр.

Максимов говорил, что начать выкуп флоатеров с рынка Минфин может уже в текущем году, после того как определится с источником и технической стороной вопроса, а в дальнейшем такая практика корректировки портфеля может стать постоянной.

Силуанов не стал называть возможные сроки первого выкупа, отметив, что сейчас необходимости в этом нет.

"Такое право нам никогда не помешает, вопрос - будем ли мы им пользоваться. В текущем году пока такой нужды на сегодняшний момент нет. Что будет во втором полугодии, посмотрим. Нам нужен инструмент для особых случаев. Сейчас такой необходимости мы не видим", - заявил министр.


Статьи, публикации, интервью...