Новости экономики

11 марта 2022 г.  16:19

Получение налоговых льгот резидентами САР обусловят физическим присутствием их руководства в РФ

Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект, согласно которому для получения налоговых льгот международным холдинговым компаниям (МХК), зарегистрированным в российских специальных административных районах (САР), придется доказать, что управленческие решения принимаются их руководством непосредственно из России.

Поправки в Налоговый кодекс (НК) (N84923-8) РФ правительство внесло в Госдуму в четверг, а уже в пятницу депутаты рассмотрели его в первом чтении. Изменения направлены на повышение привлекательности существующих с августа 2018 года САР на островах Русский в Приморском крае и Октябрьский в Калининградской области.

Для этого предлагается ввести налоговые льготы, на которые смогут претендовать и непубличные МХК, являющиеся резидентами САР. Предлагаются пониженные ставки по налогу на прибыль организаций с доходов в виде дивидендов, процентов и роялти: 5% по полученным и 10% по выплаченным. Действующие льготные ставки для публичных МХК сохраняются, в частности, 5% с выплаченных дивидендов и нулевая с полученных дивидендов от компаний, в которых МХК владеет не менее 15% не менее года.

Новые пониженные льготные ставки будут действовать с начала 2023 года до 1 января 2036 года. Воспользоваться ими можно будет при одновременном соблюдении общих условий, которые в феврале 2022 года были введены для новых МХК, претендующих на льготы (доля доходов от пассивной деятельности - выше 90%, доля расходов в России - более 70% от общих затрат, офис на территории САР - не менее 50 кв.м и т.д.).

При этом законопроект ужесточает требования к корпоративному управлению в МХК, рассчитывающих на налоговые льготы. Условие об управлении и принятии управленческих решений в России расширяется новыми требованиями о физическом присутствии руководителей МХК в России. В частности, в проекте указывается, что работа общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) "осуществляется только на территории Российской Федерации", директор МХК при принятии управленческих решений "физически присутствует на территории Российской Федерации", а во время заседания совета директоров, общего собрания акционеров или участников МХК кворум тоже "физически" находится в РФ.

Также документ предусматривает льготы и для сырьевых МХК, которые реализуют проекты за пределами России по соглашениям с иностранными правительственными структурами, в том числе на условиях СРП и концессий. Для них предлагается исключить из налоговой базы по налогу на прибыль доходы и расходы, которые возникают от участия в реализации проектов по геологическому изучению, разведке, добыче полезных ископаемых и иных работ по таким проектам.

Законопроект смягчает требования к дате создания компании, которая "переезжает" в САР и претендует на статус МХК. Получить его смогут компании, созданные до 1 марта 2022 года, если между их созданием и переездом в САР прошло не менее трех лет. Сейчас на статус МХК могут рассчитывать лишь созданные до 1 января 2018 года организации.

Изменение условий "возрастного ценза" затронет не только иностранные компании, но и российские холдинги, которые с 25 марта получат право становиться резидентами САР.

Поправки в НК РФ упрощают условия получения статуса МХК за счет смягчения требований к неизменности состава контролирующих лиц компании. По действующим правилам он должен быть стабильным с 1 января 2017 года. По проекту, состав контролирующих лиц с "совокупной долей прямого и (или) косвенного участия" должен быть стабилен не на уровне 100%, а в пределах 75% и с 1 марта 2022 года.


Статьи, публикации, интервью...