Основная часть западных корпораций старается сохранить присутствие на российском рынке - исследование
Лишь 16% российских подразделений зарубежных производственных корпораций заявили о планах полного прекращении деятельности в России. Эксперты Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ проанализировали контент 727 публичных заявлений и дополнительно - действия 280 промышленных предприятий последнего инвестиционного цикла, запущенных в России в период с
Как отмечают авторы исследования, выяснилось, что около 67% иностранцев заявили о сокращении количественных (чаще всего, инвестиционных), либо качественных параметров деятельности. Чуть менее 1% официально подтвердили продолжение операций и сохранение собственности материнской компании на российские активы.
17% от общего числа проанализированных предприятий последнего инвестиционного цикла сообщили о приостановке производства по объективным причинам: нехватка сырья и комплектующих, сложности оплаты поставок, торговые и логистические ограничения и др. Лишь 16% российских подразделений зарубежных производственных корпораций заявили о планах полного прекращении деятельности в России.
Среди факторов, которые определили реакцию иностранных промышленников, исследователи выявили политические, отраслевые, легальные и два бизнес-фактора: особенности материнской компании и особенности организации и функционирования российского подразделения.
"Интересен феномен "семейных" промышленных компаний. Ни в одном случае в отношении заводов, открытых главами семейных фирм, не было заявления о уходе с российского рынка", - отметил Игорь Гурков, один из авторов исследования, который цитируется в сообщении пресс-службы НИУ ВШЭ.
Как отмечается, определяя категоризацию фактических действий зарубежных игроков на российском рынке с весны 2022 года, исследователи выявили четыре основных типа:
- расширение объемов и ассортимента производства, захват освобождающихся рыночных ниш - так действуют, в основном, семейные фирмы;
- быстрая ликвидация производства, имеющего даже косвенное отношение к развитию российского военно-промышленного комплекса;
- привлечение на простаивающие мощности компаний из "дружественных к России стран", например, китайских автопроизводителей;
- поддержание оборотов производства и поиск партнеров для продажи (смены страны происхождения) собственника российских активов.
По данным исследователей, после 2020 года средний рост годовой выручки российских подразделений зарубежных промышленных компаний в рублях составил 36%.
"Такого роста не было в последние 20 лет. Российские подразделения в 2021 году оказались очень выгодными для материнских компаний. Поэтому основная часть западных корпораций старается сохранить присутствие на российском рынке", - резюмировал Игорь Гурков.