Биржевые новости

1 марта 2023 г.  09:00

Законы РФ и нормативы, вступающие в силу 1 марта

С 1 марта вступают в силу ряд законов РФ и нормативов РФ.

ФГИС "Зерно"

Федеральная государственная информационная система "Зерно" (ФГИС "Зерно") с 1 марта 2023 года начинает работать в РФ в полном объеме - с этой даты в нее в обязательном порядке должны вноситься сведения о продуктах переработки зерна.

С 1 января текущего года эти сведения вносятся в добровольном порядке. Зерновые, зернобобовые и масличные культуры регистрируются в системе в обязательном порядке с 1 сентября 2022 года.

Как сообщается на сайте Центра агроаналитики Минсельхоза (оператор системы), перечень продуктов переработки, которые должны регистрироваться во ФГИС "Зерно", состоит из 21 наименования. Это, в частности, мука и крупы, крахмал, смеси для приготовления хлебобулочных и мучных кондитерских изделий, зерновые продукты для завтрака, глютен и др.

Создание ФГИС "Зерно" предусмотрено изменениями, внесенными в конце 2020 года в законы "О зерне" и "О развитии сельского хозяйства".

Согласно закону, в эту систему в обязательном порядке входит информация о компаниях, которые производят, перерабатывают, транспортируют, поставляют, производят перевалку и перегрузку зерна, его реализацию и утилизацию. В системе создается сопроводительный документ, содержащий информацию о партии зерна или партии продуктов его переработки при перевозке любым видом транспорта. Это позволяет последовательно идентифицировать партии по всей непрерывной цепочке при перемещении от производителя до переработки в готовую продукцию и отправки готовой продукции потребителю.

Кроме того, в систему включается информация о партии зерна, виде культуры, годе урожая, месте его выращивания с указанием географического наименования, цели использования, массе, потребительских свойствах, назначении зерна.

В случае ввоза или вывоза с территории РФ как партий зерна, так и партий продуктов его переработки в систему загружается информация о декларациях соответствия, фитосанитарных сертификатах, ветеринарных сертификатах. Через нее также проходит информация о закупке партий зерна и продуктов переработки для государственных нужд и о закупках партий зерна в федеральный интервенционный фонд. Ввоз на территорию РФ и вывоз зерна без товаросопроводительного документа на его партию не допускается.

По предварительным данным Росстата, РФ в 2022 году собрала рекордный урожай зерна - 153,8 млн тонн, в том числе 104,4 млн тонн пшеницы. В 2021 году - 121,4 млн тонн и 76,1 млн тонн соответственно.

Транзит "санкционки"

Российский оператор системы отслеживания транзита санкционных товаров автомобильным и железнодорожным транспортом с ГЛОНАСС-пломбами по территории России - ООО "Центр развития цифровых платформ" (ЦРЦП) - с 1 марта повышает тарифы на свои услуги на 15%.

Как следует из сообщения оператора, на 15% выросла стоимость услуг по наложению и снятию электронных навигационных пломб, а также стоимость их аренды для мониторинга перевозок. К примеру, услуги по наложению и снятию пломбы для отслеживания перевозок "санкционки" подорожали до 1,408 тыс. руб. и 1,146 тыс. руб. соответственно.

Деятельность ЦРЦП регламентирована президентским указом от июня 2019 г. (№290). Компания является единственным российским оператором пломбирования, сертифицированным приказом Минтранса РФ от января 2020 г. (№13). К санкционным товарам, перемещение которых отслеживается с помощью электронных пломб, относятся отдельные виды сельскохозпродукции, сырья и продовольствия, странами происхождения которых являются государства, которые ввели или поддержали санкции в отношении российских юридических или физических лиц. Наложение и снятие пломб осуществляется в пунктах пропуска через госграницу РФ.

ЦРЦП, созданный в 2018 г., убыточен на стадии постепенного развертывания, но его выручка растет. По итогам 2021 г. она, согласно отчетности компании, увеличилась в 2,4 раза, до 276,1 млн руб. Себестоимость продаж при этом была почти вдвое выше (504 млн руб.) Долгосрочные заемные средства к концу 2021 г. составляли около 2,2 млрд руб., краткосрочные - более 2,2 млрд руб.

Единственным владельцем ЦРЦП является оператор госсистемы взимания платы с большегрузов за проезд по федеральным автодорогам - ООО "РТ-Инвест Транспортные системы" (РТИТС). Оно, по данным ЕГРЮЛ, принадлежит АО "РТ-Инвест" (50%), бизнесмену Игорю Ротенбергу (23,5%), гендиректору "РТ-Инвеста" Андрею Шипелову (19%) и гендиректору РТИТСа Антону Замкову (7,5%).

Акцизы на сигареты и жидкость для вейпов

Соответствующий закон внес изменения в статьи 181 и 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Документ был принят Госдумой 18 января, одобрен Советом Федерации 25 января 2023 года. Президент подписал его 27 января 2023 года.

Согласно закону, акциз на сигареты и папиросы с 1 марта 2023 г. до 31 декабря 2023 г. повышается на 2%, до 2 тыс. 603 руб. за 1 тыс. штук, плюс 16% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 3 тыс. 536 руб. за 1 тыс. штук (до этого - 2 тыс. 552 рубля за 1 тыс. штук плюс 16% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 3 тыс. 467 руб. за 1 тыс. штук).

Кроме того, пересмотрен и заложенный ранее график повышения на 2024 и 2025 гг. Так, в 2024 году ставка акциза составит 2 тыс. 707 руб. за 1 тыс. штук плюс 16% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 3 тыс. 678 руб. за 1 тыс. штук (ранее было предусмотрено 2 тыс. 654 руб. за 1 тыс. штук плюс 16% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 3 тыс. 606 руб. за 1 тыс. штук). Ставка на 2025 г. - 2 тыс. 815 рублей за 1 тыс. штук плюс 16% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 3 тыс. 825 рублей за 1 тыс. штук (2 760 рублей за 1 тыс. штук плюс 16% расчетной стоимости, но не менее 3 750 рублей за 1 тыс. штук).

С 1 марта 2023 г. сразу на 10,6% повышается акциз на табак и табачные изделия, предназначенные для потребления путем нагревания (системы нагревания табака, СНТ). Ставка будет на уровне 8 тыс. 669 рублей за 1 кг (7 тыс. 839 руб. за 1 кг). Ставка на 2024 г. повысится до 9 тыс. 16 рублей за 1 кг с 8 тыс. 153 руб., в 2025 г. - до 9 тыс. 377 руб. за 1 кг с 8 тыс. 470 руб.

Одновременно с повышением акцизов закон реформирует систему взимания акцизов с электронных систем доставки никотина (ЭСДН): отменяется взимание акциза с самих систем, при этом будет взиматься акциз только на жидкость, которая в них содержится (независимо от одноразового или многоразового использования). В итоге из Налогового кодекса исключен акциз на электронные системы доставки никотина, устройства для нагревания табака - в 2023 г. он планировался на уровне 64 руб. за штуку.

При этом на 11% повышает акциз на жидкости для электронных систем доставки никотина. С 1 марта он устанавливается на уровне 20 руб. за 1 мл (18 руб.), с 2024 г. - 21 руб. (19 руб.), в 2025 г. - 22 руб. (20 руб.).

Сведения о продаже упакованной воды

Требования об обязательной передаче в систему маркировки сведений о выводе из оборота упакованной воды при розничной продаже через кассы вступают в силу в РФ с 1 марта 2023 года.

Это новый этап маркировки упакованной воды, который предусматривает сканирование кодов маркировки при продаже и поступление сведений о продажах в систему "Честный знак". Правила маркировки воды утверждены постановлением правительства от 31 мая 2021 года.

Как сообщил "Интерфаксу" президент Союза производителей соков, воды и напитков (Союзнапитки) Максим Новиков, члены союза провели все необходимые процедуры для запуска следующего этапа маркировки и сканирования кода на кассе.

В то же время он заявил, что "ключевым риском остается вопрос возможных сбоев в программном обеспечении и корректности работы кассового оборудования". "Поэтому мы рассчитываем, что интеграторы, оператор маркировки и представители торгового звена заранее проработали и учли все технические нюансы и выбытие продукции на кассах стартует в штатном режиме", - сказал он.

В свою очередь, Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) в пресс-релизе заявила, что крупнейшие торговые сети РФ, входящие в это объединение, полностью готовы к продаже маркированной воды.

"Торговые сети-члены АКОРТ имеют огромный опыт работы с маркированными товарами. В их числе - молочная продукция, табак и другие, всего более пяти категорий. Все процессы уже настроены и сети готовы корректно передавать информацию об обороте маркированной воды, - заявила сопредседатель комитета по цифровым инициативам АКОРТ Анна Орлова, процитированная в пресс-релизе. - Отдельные компании уже выводят такую продукцию из оборота в соответствии с новой процедурой. Никаких задержек при продаже напитков с 1 марта мы не прогнозируем".

Цифровая маркировка упакованной воды введена в России с 2021 года. Участники рынка минеральной и питьевой воды начали регистрироваться в системе маркировки "Честный знак" с 1 сентября 2021 года. С 1 декабря 2021 года началась обязательная маркировка минеральной воды, с 1 марта 2022 года обязательной стала маркировка и всей остальной воды. С 1 ноября 2022 года бизнес обязан передавать данные о движении маркированной воды через электронный документооборот.

По данным Росстата, в 2022 году производство упакованной минеральной и питьевой воды (без сахара) составило 16,3 млрд бутылок (0,5 литра), что на 5,4% меньше показателя 2021 года.

Согласно данным Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор системы маркировки в РФ), лидером по производству минеральной воды в 2022 году стал Ставропольский край, где было произведено 425,6 млн литров. Немногим меньше выпустили в Карачаево-Черкесии (402,1 млн литров). Крупными производителями также являются Краснодарский край (70,7 млн литров), Дагестан (63,5 млн литров), Северная Осетия (54,8 млн литров).

С 1 апреля 2023 года в РФ начнется цифровая маркировка пива и слабоалкогольных напитков. С этой датой обязательной станет маркировка продукции в кегах, с 1 октября 2023 года - в стеклянной и ПЭТ-таре, с 15 января 2024 года - в прочей упаковке.

Плата за проезд электромобилей

Проезд по федеральным платным автодорогам для владельцев электромобилей в России стал бесплатным с 1 марта и до конца 2023 года. Как сообщало Минэкономразвития, мера была подготовлена совместно с госкомпанией "Автодор" и является частью проводимого правительством эксперимента.

На электрокаре можно бесплатно проехать по М-1 "Беларусь" (включая "Обход Одинцова"), М-3 "Украина", М-4 "Дон", М-11 "Нева", М-12 Москва - Нижний Новгород - Казань, Центральной кольцевой автомобильной дороге (ЦКАД).

"Чтобы получить право бесплатного проезда на период проведения эксперимента, владельцу электромобиля необходимо обратиться в офис поддержки пользователей ООО "Автодор - Платные дороги". Также нужно предъявить документы, подтверждающие, что электромобиль оснащен исключительно электрическим двигателем, и предоставить транспондер T-pass - электронное средство регистрации проезда, выпущенное ООО "Автодор - Платные дороги". Если такого транспондера нет, его можно приобрести или взять в аренду", - цитирует пресс-служба Минэкономразвития заместителя министра Максима Колесникова.

Электромобили с подтвержденным статусом смогут бесплатно проезжать через пункты взимания платы и рамки "Свободного потока". Оператор будет вести мониторинг соблюдения условий эксперимента в течение всего срока его проведения.

Эксперимент по бесплатному проезду электрокаров по федеральным трассам проводится в рамках разработанной правительством в 2021 г. концепции развития производства и использования электротранспорта в РФ до 2030 г. и проекта-маяка "Электроавтомобиль и водородный автомобиль". Его курирует первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов.

Электроконцепция предполагает, что к 2030 г. доля электрокаров в общем объеме производства автомобилей на территории РФ должна достигнуть 10%. В этот срок также планируется ввести в эксплуатацию более 25 тыс. быстрых зарядных станций.

В 2022 г. в стране произведено более 1,7 тыс. электромобилей (при общем объеме в 450 тыс. легковых машин, рекордно низком в новейшей истории по данным Росстата - ИФ) и введено в эксплуатацию около 440 быстрых зарядных станций в 12 пилотных регионах и на трассе М-4 "Дон".

В части животноводства

Закон "О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступает в силу в РФ с 1 марта.

Он был принят Госдумой 28 июня 2022 года, одобрен Советом Федерации 8 июля, подписан президентом 14 июля.

Цель закона - повышение эффективности вовлечения побочных продуктов животноводства (навоз, помет, подстилка, стоки) в сельхозпроизводство, в том числе для обеспечения воспроизводства плодородия земель сельхозназначения.

Закон вводит новые понятия: "вторичные ресурсы" и "вторичное сырье", "побочный продукт". Складирование побочных продуктов производства должно осуществляться с соблюдением требований законодательства об охране окружающей среды и в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Основанием для принятия закона послужила правовая неопределенность, возникшая в 2015 году в связи с изменениями законодательства о лицензировании, а именно - при толковании норм закона "Об отходах производства и потребления" в части обращения с навозом и пометом. В законодательстве определено, что отходом являются вещества или предметы, которые удаляются, или, иными словами, не используются или не могут использоваться в хозяйственной деятельности. Однако в сельхозорганизациях навоз и помет не удаляются, а используются в качестве сырья для производства ценного органического удобрения.

По оценке экспертов Национальной мясной ассоциации, спрос на органические удобрения в мире на фоне резкого подорожания минеральных удобрений и их дефицита будет расти.

После подписания закона правительство приняло постановление "Об утверждении требований к обращению побочных продуктов животноводства". Оно также вступает в силу 1 марта 2023 года и рассчитано до 1 марта 2029 года. Документ устанавливает требования к хранению, обработке, переработке, транспортировке, реализации и использованию побочных продуктов животноводства в сельхозпроизводстве. Бизнесу предоставлена возможность принимать решение об отнесении навоза и помета к побочным продуктам или отходам, это избавит предпринимателей от финансовых рисков, связанных с нарушением природоохранного законодательства.

Правительство также утвердило распоряжение "О перечне нарушений требований к обращению побочных продуктов животноводства, в результате которых побочные продукты животноводства признаются отходами". Документ определяет шесть нарушений требований к хранению, обработке, переработке, транспортировке и продаже побочных продуктов животноводства, контроль за соблюдением отнесен к полномочиям Россельхознадзора.

Как сообщал ранее Минсельхоз, в настоящее время животноводческие предприятия проектируются и строятся с учетом минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Их эксплуатация не допускается без одновременного ввода в действие систем удаления, хранения и переработки образуемых при содержании животных веществ.

По экспертным оценкам, общий объем навоза и помета, образуемого в результате содержания сельскохозяйственных животных, в хозяйствах всех категорий РФ (сельхозорганизации, фермеры, личные подсобные хозяйства) составляет около 300 млн тонн в год, в том числе в сельхозорганизациях (без учета выгульного и отгонного скотоводства) - около 180 млн тонн. Для обеспечения воспроизводства гумуса в пахотных почвах страны потребность в органических удобрениях составляет порядка 800 млн тонн в год, однако их применение в последние годы не превышает 20-25% от потребности.


Статьи, публикации, интервью...