Биржевые новости

30 марта 2023 г.  12:16

В российской индустрии мороженого сменился лидер

Рейтинг крупнейших производителей мороженого представили информационное агентство Milknews и Streda Consulting при поддержке Национального союза производителей молока (Союзмолоко) и Союза мороженщиков России.

Как указывается в пресс-релизе "Союзмолоко", в рейтинге крупнейших производителей мороженого России вновь сменился лидер - первое место заняла ГК "Айсберри", потеснив прежнего лидера индустрии ГК "Ренна", а предыдущий бессменный лидер Unilever опустился на третье место.

Рейтинг подготовлен на основе официально предоставленных компаниями участниками данных об объемах производства с необходимой верификацией, корректировкой и дополнением со стороны Streda Consulting на основе доступных аналитических источников.

ГК "Айсберри" по итогам 2022 года произвела 52,6 тыс. т мороженого, резко нарастив объемы производства с 44 тыс. т благодаря открытию новой фабрики и объединению с "Петрохолод". В то же время ГК "Ренна" за год сократила выпуск с 50,4 до 46,7 тыс. т. Однако потеря первой позиции касается только объемов производства - по объемам розничных продаж "Ренна", по данным Nielsen, не только удержала лидерство, но и значительно увеличила отрыв от "Айсберри", нарастив свою долю с 11,6% до 12,6% рынка.

Unilever ("Инмарко") после бессменного лидерства на рынке в течение более 15 лет второй год подряд продолжила терять свои позиции и опустилась на третье место. Весной 2022 года компания заявила о приостановке экспортных поставок и инвестиций в маркетинг и продвижение, в результате оказалась лидером по снижению объемов, сократив производство с 45 до 39 тыс. т. Другому международному игроку - Froneri (Nestle + R&R) - удалось немного нарастить объемы и удержать свои позиции. В пятерке лидеров также удержалась и ГК "Русский Холод", несмотря на существенное падение объемов продаж.

По словам заместителя генерального директора Союза мороженщиков России Натальи Уткиной (цитируется в пресс-релизе "Союзмолоко"), в прошлом году ключевым фактором для рынка был дисбаланс потребительского спроса и роста цен на мороженое.

"Девальвация рубля привела к увеличению стоимости импортных ингредиентов и запчастей, серьезно подорожал сахар, гофрокартон и гибкая упаковка, - пояснила Уткина. - Всё это в сумме привело к увеличению себестоимости мороженого на 30-40%. В таких условиях уже в апреле производители вынуждены были начать повышать отпускные цены на продукцию. Параллельно стала снижаться покупательская способность населения, что не могло не сказаться на объемах продаж". Тем не менее, в этом году Союз мороженщиков России не прогнозирует серьезных рисков для индустрии и с оптимизмом смотрит в будущее: в 2023 году рост производства мороженого должен восстановиться и составить 5-10% по сравнению с 2022 годом.

Экспорт мороженого

Россия в 2022 году экспортировала 15,8 тыс. тонн мороженого против 33,1 тыс. тонн в 2021 году. Основная причина - отказ компании Unilever с апреля прошлого года поставлять свою продукцию за рубеж, сообщил генеральный директор Streda Consulting Алексей Груздев на презентации рейтинга ведущих производителей мороженого в РФ в четверг.

"Экспорт снизился более чем на 15 тыс. тонн, из которых 11 тыс. тонн пришлось на поставки в США, Канаду и ЕС. Однозначный вывод - основной "вклад" внес отказ Unilever от поставок из РФ в экспортных направлениях. США, Канада и ЕС - это почти полностью его направления", - сказал он, уточнив, что компания с апреля не поставляла свою продукцию за рубеж.

По словам Груздева, позиция Unilever отразилась и на экспорте в Казахстан, который также снизился. Тем не менее, отметил он, несмотря на сокращение поставок, компании по итогам 2022 года удалось остаться лидером по экспорту мороженого: вывезенной в первом квартале продукции было достаточно, чтобы сохранить первое место.

Груздев также сообщил, что поставки мороженого в Китай в прошлом году уменьшились на 0,7 тыс. тонн в основном из-за логистических ограничений.

Говоря о таком экспортном направлении, как страны Африки, он заявил, что поставки "просели, но не так значительно". "Этот рынок ориентирован на не самые дорогие позиции, и в условиях удорожания логистики и общей мировой инфляции объемы пострадали", - сказал он.

По его словам, наиболее активную позицию в этом направлении занимает ГК "Айсберри" (лидер среди производителей мороженого в РФ по итогам 2022 года). "География поставок компании расширяется. Если в 2021 году это было 4-5 стран, то в 2022 год охват увеличен до 7-8 стран. Это хороший плацдарм для развития экспорта", - сказал Груздев, отметив, что "ряд компаний присоединяются для освоения рынка Африки".


Статьи, публикации, интервью...