Биржевые новости

6 мая 2023 г.  12:28

"ГАЗ" подал к Volkswagen третий крупный иск в суде РФ

Горьковский автозавод подал к германскому автоконцерну Volkswagen третий с середины марта крупный иск в Арбитражном суде Нижегородской области, сумма требований по которому, как и в случае с первым исковым заявлением, составляет около 15,6 млрд рублей.

Как следует из материалов картотеки арбитражных дел, третий за последнее время крупный иск "ГАЗа" к VW подан 5 мая. Сумма требований по заявлению - 15,575 млрд руб. Другие подробности пока не приводятся.

Комментариями сторон процесса "Интерфакс" пока не располагает.

Горьковский автозавод ранее уже подал в Арбитражный суд Нижегородской области два иска к VW: в середине марта - на 15,6 млрд рублей, в начале апреля - уже на 28,4 млрд рублей. В первом иске "ГАЗ" просит взыскать ущерб, который, как считают на предприятии, был ему причинен в связи с расторжением соглашения с VW о контрактной сборке легковых автомобилей в Нижнем Новгороде, значительная часть требований во втором иске - компенсация упущенной выгоды.

"ГАЗ" в рамках обоих своих исков требовал введения обеспечительных мер в виде ареста активов германского концерна в РФ. Такое ходатайство по первому иску сначала было удовлетворено: суд арестовал недвижимость VW, включая автозавод в Калуге, доли компании в местной "дочке" (ООО "Фольксваген Груп Рус", ФГР) и в подконтрольных юрлицах, запретил представительству VW любые регистрационные действия. Однако затем все обеспечения иска были судом отменены. "ГАЗ" не убедил суд в том, что отмена обеспечительных мер сделает невозможным взыскание причиненного ему ущерба в случае, если решение суда будет вынесено в его пользу.

На этом фоне "ГАЗ" организовывал пресс-подход, на котором председатель рабочих советов предприятия Евгений Морозов заявлял журналистам, что на заводе "столкнулись с неприемлемой ситуацией, когда компания Volkswagen планирует уйти от своих обязательств". Он отмечал, что в связи с отменой обеспечительных мер возникло "много вопросов и недоумение" и добавлял, что надеется на подключение Минпромторга и правительства РФ к сложившейся ситуации.

Вице-премьер - глава Минпромторга РФ Денис Мантуров, комментируя ситуацию, в конце марта заявлял, что министерство в судебном разбирательстве "третьей стороной не участвует, поскольку это частные активы". "Это спор хозяйствующих субъектов. Надеюсь, что мы найдем компромиссное решение", - говорил чиновник, не прогнозируя сроки урегулирования ситуации.

До марта 2022 года на площадке Горьковского автозавода собирались модели Skoda (Octavia, Karoq, Kodiaq) и Volkswagen Taos, затем VW заявил о прекращении выпуска автомобилей в РФ. Летом прошлого года германский концерн также официально объявил о закрытии нижегородского офиса, в августе соглашение о контрактной сборке было расторгнуто, VW выплатил российскому партнеру 4 млрд рублей. На "ГАЗе" тогда заявляли о намерении "обеспечить альтернативную загрузку" освободившихся мощностей.

Российское представительство VW в марте заявляло, что судебные претензии Горьковского автозавода вызвали у компании удивление, подчеркивая, что соглашение о контрактной сборке в 2022 году было расторгнуто сторонами по итогам "всесторонних и глубоко содержательных переговоров", на обоюдных взаимовыгодных условиях.

"Компания ФГР полностью выполнила взятую на себя часть социальных обязательств, а также большую часть финансовых и иных обязательств, причем большинство из них было исполнено до момента подачи судебного иска. При этом компания не получала каких-либо претензий от группы "ГАЗ" по качеству исполнения. С учетом добровольного и взаимовыгодного характера достигнутых договоренностей, а также своевременного их исполнения мы были, по меньшей мере, удивлены требованием нашего бывшего партнера об их пересмотре, а также его решением обратиться в суд для разрешения спорной ситуации, о существовании которой мы не знали", - говорят в представительстве VW.

Завод Volkswagen, расположенный в индустриальном парке "Грабцево" в Калуге, имеет производственную мощность в 225 тыс. автомобилей в год. До весны 2022 г. предприятие выпускало автомобили Volkswagen Polo, Volkswagen Tiguan и Skoda Rapid. Также в Калуге работал завод бензиновых двигателей мощностью 150 тыс. единиц в год.

Основным претендентом на простаивающие ныне российские активы VW, включая калужский автозавод, СМИ и телеграм-каналы называли автодилерскую группу "Авилон". Однако официальных комментариев о готовящейся сделке ее потенциальные стороны не давали. Сам Volkswagen, комментируя в марте ситуацию вокруг судебного спора с "ГАЗом", лишь подтверждал, что "находится в процессе подачи заявки на одобрение российскими государственными органами продажи своей доли в ФГР, включая завод в Калуге с более чем 4 тыс. сотрудников, заслуживающему доверия российскому инвестору".

В конце апреля-начале мая ряд СМИ и профильные телеграм-каналы неоднократно сообщали, что сделка по приобретению "Авилоном" российских активов VW якобы находится в финальной стадии. В частности, телеграм-канал "Русский автомобиль", ссылаясь на работника автозавода ФГР, сообщал, что подписание документов между сторонами было запланировано на 4-5 мая, однако "по неизвестной причине сделка не произошла".


Статьи, публикации, интервью...