Новости экономики

6 июня 2023 г.  16:43

Мишустин: Северный морской путь интересен странам Юго-Восточной Азии, Индии

Маршрут Северного морского пути интересен странам Юго-Восточной Азии, присматриваются к нему и компании Индии, заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин в ходе стратегической сессии по развитию СМП.

"Как подчеркивал президент, наши иностранные партнеры хотят укреплять отношения с Россией и проявляют интерес к Северному морскому пути. Это, очевидно, кратчайший водный маршрут для товаров из стран Юго-Восточной Азии и Китая в порты Европы. Присматриваются к таким проектам и индийские компании", - сказал Мишустин.

По словам премьер-министра, план развития Северного морского пути фактически формирует новую экономику Арктики. В рамках его реализации предусмотрено создание единого инфраструктурного комплекса, в том числе строительство более 50 ледоколов и судов ледового класса, портов и терминалов, аварийно-спасательных центров, создание орбитальной группировки спутников. Инвестиции для реализации плана в ближайшие 13 лет составят порядка 2 трлн рублей, из которых около 600 млрд рублей - из федерального бюджета.

Глава правительства заявил, что ряд проектов для развития СМП уже реализован: создана современная система управления, которая повысила эффективность судоходства и его безопасность, с космодрома Восточный запущен спутник радиолокации ледовой обстановки, являющийся частью этой системы. Построено три атомных ледокола, в том числе самый мощный в мире - "Арктика". Завершено строительство морского терминала "Утренний" в Обской губе. В августе он должен принять плавучий завод по производству СПГ. Запущены регулярные каботажные рейсы атомного лихтеровоза-контейнеровоза "Севморпуть" с северо-запада России на Дальний Восток и обратно. В этом году с опережением графика запланирован вывод на орбиту пяти метеорологических спутников, которые обеспечат непрерывное наблюдение на всех арктических маршрутах.

Мишустин также отметил, что Северный морской путь - ключевой элемент повышения транспортной связанности самых труднодоступных территорий. На доставку в удаленные районы грузов, критически важных для людей и организаций, приходится порядка трети от общего объема перевозок морским транспортом. Для улучшения этих процессов подготовлен законопроект о северном завозе, который уже прошел первое чтение в Госдуме.

Кроме того, СМП обеспечивает динамичные и надежные потоки строительных материалов и оборудования, которые необходимы, чтобы реализовать масштабные проекты, такие как "Арктик СПГ", влекущие за собой развитие смежных отраслей, а также арктических и дальневосточных регионов в целом. Дальнейшее расширение инфраструктуры на Крайнем Севере позволит организовать поставки, для которых не хватает мощности Восточного полигона железных дорог, подчеркнул Мишустин.

Он также отметил, что для обеспечения рентабельной грузовой базы на СМП подписано шесть соглашений с ключевыми инвесторами ("Восток Ойл", "НОВАТЭК", "Газпром нефть", "Норильский никель", "Северная звезда", "Баимское"). Ведущие арктические компании в ближайшие годы намерены увеличить объем перевозок до уровня свыше 190 млн т. Результатом реализации таких проектов станут дополнительные поступления в бюджет - более 20 трлн рублей.

"Решающим фактором для бизнеса является возможность свободно перенаправлять грузы по любому маршруту - в восточном или западном направлении, оставаясь при этом в российском территориальном море и исключительной экономической зоне, что значительно усиливает конкурентоспособность отечественных предприятий на мировом рынке", - сказал глава правительства.


Статьи, публикации, интервью...