Биржевые новости

9 октября 2015 г.  18:03

Просрочка в сегменте автокредитования выросла с начала года на 22% - "Секвойя"

По состоянию на 1 октября 2015 года банки выдали около 300 тысяч автокредитов. Таким образом, не более 35-40% всех автомобилей были проданы с использованием кредитных средств, говорится в обзоре коллекторского агентства "Секвойя кредит консолидейшн".

На аналогичный период прошло года их доля была на уровне 45% (практически каждая вторая машина приобреталась в кредит), в 2013 году – 50%, в 2012 году – 45%, в 2011 году – 40%. Вероятнее всего, отмечается в обзоре, что в ближайшие несколько месяцев макроэкономическая ситуация существенным образом не изменится в лучшую сторону, поэтому можно ожидать, что доля кредитных автомобилей относительно показателей 2014 года будет снижаться или останется на том же уровне, по итогам года лишь 35% транспортных средств будет продано в кредит. Сейчас на рынке наблюдается максимально низкий показатель за последние 5 лет.

Несмотря на то, что рынок автокредитования замедлил свой рост, просроченная задолженность в данном сегменте продолжает увеличиваться. На 1 октября ее уровень достиг 64,1 млрд рублей, рост с начала года – более 22%. По итогам года данный показатель составит около 68-69 млрд. рублей – рост 29%.

"Главным фактором, отпугнувшим потенциальных автовладельцев от использования заемных средств в 2015 году, стал резкий рост ставок по кредитам, которые в январе-марте доходили до 30% годовых. Сейчас они несколько снизились - по оценкам участников рынка, средняя стоимость кредита при покупке автомобиля в салоне составляет 17-19% годовых. Таким образом, кредиты на покупку новых автомобилей по-прежнему сложно назвать доступными. Более того, эксперты не видят причин для существенного снижения ставок по автокредитам в ближайшее время в виду того, что макроэкономическая ситуация в стране продолжает оставаться нестабильной. Для сравнения в США ставки в данном сегменте не превышают 4%, в Германии – 5,5%, Франции – 5-7%", говорится в сообщении "Секвойя кредит консолидейшн".

Кроме того, из-за повторяющихся кризисов с периодичностью раз в 5 лет Россия до сих пор не достигла уровня развитых и ряда развивающихся стран по доле кредитных продаж.

На 1 октября средняя сумма кредита составляет около 640 тыс. рублей против 600 тыс. рублей в 2014 году. Основная причина – рост стоимости самих автомобилей, особенно это касается машин иностранного производства.

По мнению аналитиков "Секвойя кредит консолидейшн", снижение доли продаж автомобилей в кредит связано с рядом причин. На падение спроса повлияли действия ЦБ по повышению ключевой ставки до 17% в декабре 2014 года, что закономерно повлекло за собой рост ставок банков и уменьшение привлекательности программ кредитования для потенциальных клиентов. На сегодняшний день процентная ставка (без льгот) зачастую составляет более 20% годовых, несмотря на ее понижение с 3 августа 2015 года до 11% года. Банки, опасаясь инфляционных рисков, не торопятся следовать примеру регулятора. Также стоит отметить, что сегмент кредитования автомобилей изначально подразумевает залог (в качестве которого непосредственно выступает сам автомобиль), однако в отличие, например, от квартиры, машина обесценивается с каждым месяцем и при возникновения проблем с выплатами после реализации предмета залога кредитор получит максимум 30-40% от суммы ранее выданного кредита, что делает данный сегмент кредитования менее привлекательным для банка с точки зрения получения прибыли и избежания дополнительных рисков особенно в период кризиса.

Кроме того, высокая долговая нагрузка населения вызывает у кредиторов опасения и заставляет их предъявлять более высокие требования к потенциальным заемщикам.

Еще один фактор, повлиявший на сокращение объемов автокредитования, – снижение спроса со стороны самих заемщиков из-за падения доходов (в среднем сначала года на 4,4%). Кроме того, существенная часть потенциальных покупателей отложили покупку до стабилизации экономической ситуации в России – около 30% россиян отказались от покупки транспортного средства в текущем году.

Лидерами среди кредитных автомобилей стали такие марки, как Lada, Kia, Hyundai, Ford, Renault, которые соответствуют требованиям государственной программы. Средний срок кредитования на 1 октября составляет 2,4-3 лет.


Статьи, публикации, интервью...