Биржевые новости

16 октября 2015 г.  13:02

Потребительские настроения россиян находятся у самых низких отметок за последние 6 посткризисных лет - ВШЭ

Потребительский сектор больше всего страдает от кризиса. Россияне экономят, так как не уверены в своем будущем. Они не знают, что будет с зарплатами, инфляцией и экономикой страны в целом, отмечают эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в мониторинге потребительских настроений россиян.

Потребительские настроения россиян находятся вблизи самых низких отметок за последние шесть посткризисных лет, выяснили экономисты Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Они проанализировали результаты опроса более пяти тысяч граждан РФ, проведенного Росстатом в 3-м квартале 2015 года. Анкета обследования включала вопросы о субъективном мнении людей об общей экономической ситуации и личном материальном положении, ситуации на рынках товаров (услуг) и наличии сбережений.

Так, значение Индекса потребительской уверенности снизилось по сравнению со 2-м кварталом на 1% и составило минус 24%. Хуже было только в эпицентре прошлого кризиса — в 1-м квартале 2009 года, и в 1-м квартале этого года — минус 35% и минус 32% соответственно, — подчеркнули эксперты. Минимальное значение ИПУ за все время наблюдений было зарегистрировано в период кризиса в четвертом квартале 1998 года — минус 58%.

Россияне экономят, так как не знают, что ждет их лично и их страну впереди. Лишь 17% из числа участников опроса предположили, что в ближайший год состояние экономики России улучшится. Доля противоположных оценок составила 35% (во 2-м квартале 2015 года — 27%). Чуть более 40% респондентов считают, что экономическая ситуация меняться не будет, а 7% не смогли определиться с ответом. При оценке текущей динамики состояния экономики по сравнению со 2-м кварталом 8% респондентов посчитали, что ситуация улучшилась и 65% констатировали ухудшение.

Мнения участников опроса о текущем и ожидаемом личном материальном положении также оказались в основном негативными. В частности, почти половина респондентов сообщили об ухудшении своего материального положения, менее 10% респондентов констатировали его улучшение. 8% респондентов заявили, что надеются на улучшение ситуации в ближайший год, в то же время почти 30% ожидают ее ухудшения.

Женщины снижают свою потребительскую активность больше мужчин. Экономисты ИСИЭЗ объясняют это материальными и психологическими причинами. Женщины чаще мужчин ходят в магазины, чаще обращают внимание на растущие цены и более чувствительны к росту инфляции. При этом женщины, как правило, имеют меньшую зарплату за счет своей низкой занятости в зарплатоемких профессиях.

Кроме того, в период кризисов женщины, особенно малоквалифицированные, в первую очередь попадают под оптимизацию кадрового состава в целях снижения издержек предприятий.


Статьи, публикации, интервью...