Биржевые новости

16 октября 2015 г.  12:55

Программу по повышению энергоэффективности придется пересматривать - экономика не в тренде

Замедление экономики вместо ожидаемого роста, технологические и финансовые санкции и низкие темпы индексации тарифов на газ и электричество привели к тому, что программы повышения энергоэффективности и энергосбережения выполняются лишь на треть. Такой вывод содержится в государственном докладе о состоянии энергосбережения и повышения энергоэффективности, впервые подготовленном Минэнерго.

В июне 2008 года президент Дмитрий Медведев подписал указ, зафиксировавший цель снизить к 2020 году энергоемкость ВВП на 40% от уровня 2007 г. Затем был принят закон об энергосбережении и о повышении энергоэффективности, определивший сроки обязательной установки приборов учета и перехода на оплату энергоресурсов по фактическому потреблению. Для бюджетных учреждений была поставлена задача снизить объем потребляемых энергоресурсов в течение пяти лет не менее чем на 15% от объема, фактически потребленного в 2009 г. Наконец, в конце 2010 г была принята госпрограмма "Энергосбережение и повышение энергоэффективности на период до 2020года".

"Текущая экономическая ситуация значительно отличается от прогнозов, положенных в основу исходного целеполагания, что привело к существенному отличию прогнозируемых показателей от фактических. По большинству экономических показателей, связанных с ключевыми факторами повышения энергоэффективности экономики, план превышает факт более чем в пять раз, а в случае с приростом инвестиций - в десять раз",- отмечается в докладе Минэнерго.

Изначально планировалось, что ВВП РФ в 2008-2020 годах вырастет на 130%, согласно обновленному прогнозу на 2014-2020 гг. - на 24%, рост промышленного производства ожидался в 2008-2020 годах на 100%, обновленный прогноз на 2014-2020 гг. предусматривает рост лишь на 17%. Рост инвестиций заявлялся в 2008-2020 гг. на 300%, по обновленному прогнозу - на 23%.

Фактор тарифного стимулирования также работает значительно слабее, чем предполагалось, когда повышение энергоэффективности было провозглашено приоритетной государственной задачей.

"При формировании программы в качестве одной из движущих сил снижения энергоемкости рассматривался значительный рост тарифов на услуги инфраструктурных компаний, в том числе тарифов на газ и электроэнергию. Однако, сложившаяся ситуация с тарифами значительно отличается от прогнозируемой. В то время как промышленные тарифы на электроэнергию соответствуют прогнозируемым, темпы роста тарифов на газ, а также тарифов на электроэнергию для населения ниже запланированных более чем в два раза. Таким образом, тарифная составляющая в стимулировании потребителя к энергосбережению значительно ниже запланированной", - говорится в докладе.

В результате, максимально возможное снижение энергоемкости ВВП к 2020 г. при текущем наборе мер государственного регулирования составит 15% к уровню 2007 г., что представляет собой 37% от уровня, заявленного в программе, отмечается в докладе.

"Отклонение экономической ситуации в России от тренда развития, заложенного в основу формирования программы, делает необходимым пересмотр ее ключевых аспектов", - сказано в документе.


Статьи, публикации, интервью...