Standard & Poors подтвердила кредитные рейтинги России на уровне "ВВ+/В", но оставила их в подвешенном состоянии из-за негативного прогноза. Скорее всего, рейтинг будет снижен в ближайшем будущем
Служба кредитных рейтингов Standard & Poors 16 октября 2016 года подтвердила долгосрочный и краткосрочный суверенные кредитные рейтинги Российской Федерации по обязательствам в иностранной валюте на уровне "ВВ+/В", долгосрочный и краткосрочный суверенные кредитные рейтинги по обязательствам в национальной валюте на уровне "ВВВ-/А-3", сообщила пресс-служба агентства.
Прогноз по рейтингам по обязательствам в иностранной и национальной валюте остаётся "Негативным".
Позитивное влияние на суверенные рейтинги Российской Федерации оказывают позиция России как внешнего нетто-кредитора и низкий уровень чистого долга российского правительства, которые, как мы ожидаем, будут поддерживаться в 2015-2018 гг. Мы полагаем, что уровень рейтингов по-прежнему ограничен относительно слабыми политическими институтами и слабыми перспективами роста доходов и экономики, которые, как мы считаем, снижают конкурентоспособность экономики и ухудшают деловой и инвестиционный климат.
Мы предполагаем, что реальный рост ВВП на душу населения в России на протяжении нашего горизонта прогнозирования (2015-2018 гг.) в среднем будет меньше, чем у стран с сопоставимым уровнем подушевого дохода. Мы считаем, что в 2015-2018 гг. экономика будет расти примерно на 0,4% ежегодно, что ниже средних темпов роста в предыдущие четыре года (2,4%). На наш взгляд, ожидаемый ограниченный рост – отчасти следствие структурного замедления темпов роста экономики, начавшегося еще до событий на Украине. Кроме того, он отражает недостаток внешнего финансирования вследствие введения экономических санкций и резкое снижение цен на нефть.
В соответствии с нашим базовым сценарием мы считаем, что санкции международного сообщества в отношении России останутся в силе на протяжении нашего горизонта прогнозирования, если не будет разрешен конфликт на Украине. Вместе с тем ситуация остаётся неустойчивой, и, если санкции в отношении России будут смягчены, одним из возможных последствий этого может стать некоторое увеличение темпов роста российской экономики в среднесрочной перспективе.
Ослабление рубля будет ограничивать уровень ВВП на душу населения в долларовом эквиваленте, который, как мы прогнозируем, составит 8 700 долл. США в
Кроме того, экономику страны ослабило давление со стороны платёжного баланса, последовавшее за снижением цен на нефть марки Brent до уровня чуть более 50 долл. за баррель в октябре
10 ноября
С нашей точки зрения, давление со стороны платёжного баланса в первую очередь отражается в финансовом счёте. Нетто-отток капитала из частного сектора в среднем составлял 57 млрд долл. ежегодно на протяжении 2009-2013 гг. и увеличился до 153 млрд долл. в
Мы оцениваем потребности во внешнем финансировании Российской Федерации в
Бюджетное правило, введённое в
Обесценение рубля способствовало поддержанию фискальной позиции правительства, поскольку примерно 50% доходов правительства составляют поступления от нефти и газа, номинированные в долларах США. В результате бюджет расширенного правительства был исполнен с дефицитом в 1,2% ВВП в
По нашим оценкам, поддержка, оказываемая правительством банковскому сектору, в разных формах превышает 2,5 трлн руб. (3% ВВП, около 40 млрд долл.).Она включает финансирование, предоставляемое государственным банкам, программу рекапитализации банков в размере до 900 млрд руб., которая была одобрена в
Проект бюджета на
Мы рассматриваем небольшой чистый долг расширенного правительства как позитивный рейтинговый фактор, наряду с низким уровнем расходов на обслуживание долга (в процентах от доходов бюджета). В
Мы считаем, что ситуация в финансовой системе страны ухудшилась, ограничивая, таким образом, способность Банка России эффективно реализовывать монетарную политику. Мы считаем, что Банк России вынужден принимать все более сложные решения в том, что касается денежно-кредитной политики, стремясь достигнуть целевого показателя инфляции на уровне 4% к
Учитывая ослабление рубля, ограничение доступа ключевых секторов экономики к международным рынкам капитала вследствие санкций и экономическую рецессию в
В декабре
Мы рассматриваем результативность институциональной системы и системы управления в России как негативный рейтинговый фактор. Мы отмечаем высокую степень централизации политической власти на фоне слабой, на наш взгляд, системы сдержек и противовесов. В настоящее время мы не ожидаем, что в пределах нашего горизонта прогнозирования (2015-2018 гг.) правительство будет способно решительно и эффективно устранять долгосрочные структурные проблемы, которые препятствуют повышению темпов экономического роста и связаны с высоким уровнем восприятия коррупции, слабым соблюдением принципа верховенства закона, преобладающей ролью государства в экономике и неблагоприятным деловым и инвестиционным климатом.
Прогноз по рейтингам – "Негативный" – отражает нашу точку зрения относительно того, что темпы сокращения бюджетных резервов страны в ближайшие 12 месяцев могут оказаться выше, чем мы ожидаем. Мы также можем понизить рейтинги Российской Федерации, если геополитическая ситуация приведет к существенному ужесточению международных санкций в отношении России.
Мы можем пересмотреть прогноз по рейтингам на "Стабильный" в случае улучшения финансовой стабильности, а также перспектив экономического роста в России.