Биржевые новости

5 ноября 2015 г.  13:48

Счетная палата: восемь лет не решается вопрос по экспорту газа Сахалина-1

Счетная палата оценила потенциальную выручку от экспорта газа СРП-проекта "Сахалин-1" в $10 млрд, говорится в сообщении ведомства.

В настоящий момент в Российской Федерации реализуется 3 соглашения о разработке месторождений углеводородного сырья на условиях раздела продукции ("Сахалин-1", "Сахалин-2" и "Харьягинское СРП").

За весь период реализации этих Соглашений добыто почти 132 млн. тонн нефти с конденсатом, 113 млрд. кубометров газа, произведено около 59 млн. тонн сжиженного газа. Объем экспорта углеводородов в стоимостном выражении возрос по сравнению с 2013 годом на 5% и составил $18,5 млрд.

Как сообщил на коллегии, на которой рассматривались результаты экспертно-аналитического мероприятия "Подготовка сводного отчета об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции за 2014 год", аудитор Александр Жданьков, совокупные затраты с начала работ составили $65 млрд. Из них 4,9 млрд. - это затраты 2014 года. Все затраты, подлежащие возмещению, а это $58 млрд., компенсированы государством углеводородами в полном объеме.

"Доход государства за весь срок действия проектов составил почти $33 млрд. Из них более 20 млрд. поступило в федеральный бюджет, 13 млрд. - в региональные. В 2014 году государство в целом получило более $8 млрд.", - отметил аудитор, чьи слова приводятся в сообщении Счетной палаты. При это он подчеркнул, что доход мог бы быть почти на $200 млн. больше, если бы Минэнерго контролировало объемы "условно поставленного газа" потребителям Дальневосточного федерального округа в счет роялти.

Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что в области реализации СРП сохраняются системные проблемы, на которые Счетная палата уже неоднократно обращала внимание по итогам предыдущих проверок.

Так, 8 лет не решается вопрос по экспорту газа Сахалина-1. При этом выручка от его реализации за этот период могла составить порядка $10 млрд.

Не решена до конца и проблема по созданию ликвидационных фондов по проектам.

Еще одной затянувшейся проблемой остается передача имущества, созданного при выполнении СРП, в собственность государства.

Аудитор также обратил внимание на необходимость более активного участия российских подрядчиков в работах по проектам.

По словам аудитора, при том, что согласно отчетности до 90% работ выполняются российскими подрядчиками, на деле они являются только прослойками и фактически все работы ведут иностранные субподрядчики. При этом крупные контракты заключаются операторами без конкурсных процедур. Так, по Сахалину-1 в 2014 году 22 из 29 контрактов, стоимостью свыше 5 млн. долларов, были заключены без конкурса.

В числе проблем на коллегии также отмечалось бесконтрольное использование имущества проектов подрядчиками.

Как показывают результаты проверок, операторы заключают долгосрочные контракты, например, на обслуживание газопровода. Полностью за счет СРП оснащают подрядчика необходимым оборудованием, затем проводят ускоренную амортизацию и списывают его. "В результате оборудование просто дарят подрядчику, а это миллионы долларов, которые возмещены российской нефтью. Представители государства это не контролируют", - подчеркнул А.Жданьков.

Проверка показала, что по всем технологическим объектам, создаваемым в рамках СРП по проектам "Сахалин-1", "Сахалин-2", либо использовались ноу-хау, либо проводилась привязка имеющихся у подрядчиков технологий к специфическим (эксклюзивным) условиям шельфовых проектов. Работы выполнялись за счет возмещаемых затрат. Однако фактически наличие результатов интеллектуальной деятельности, созданных при реализации СРП, в ходе проведения контрольных мероприятий не установлено.

Уполномоченными представителями государства в УК необходимо проработать вопрос об организации учета результатов интеллектуальной деятельности, полученных при выполнении СРП.

Проверка показала, что остается не решенным вопрос о регистрации права собственности Российской Федерации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на стратегические объекты, построенные в рамках расширения аэропорта "Ноглики" (здание аэропорта, ангары для самолетов, здание диспетчерского пункта и иные, всего 28 объектов). В настоящий момент указанные объекты эксплуатируются без правоустанавливающих документов.


Статьи, публикации, интервью...