Fitch подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента "Сбербанка", "Газпромбанка" и "Россельхозбанка"
Международное рейтинговое агентство Fitch ratings 10 декабря 2015 года подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента "Сбербанка", "Газпромбанка" и "Россельхозбанка", сообщила пресс-служба агентства.
Fitch подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента ("РДЭ") в иностранной и национальной валюте "Сбербанка") на уровне "BBB-". Fitch подтвердило долгосрочные РДЭ "Газпромбанка" и "Россельхозбанка" на уровне "BB+". Прогноз по рейтингам – "Негативный".
Подтверждение долгосрочных РДЭ в иностранной валюте и уровней поддержки долгосрочных РДЭ "Сбербанка" и на одном уровне с суверенным рейтингом ("BBB-"), а также "Россельхозбанка" и "Газпромбанка" на уровне "BB+" обусловлены мнением Fitch об очень высокой готовности российских властей предоставлять им поддержку в случае необходимости. Это мнение принимает во внимание следующие факторы:
(i) мажоритарные доли в этих банках принадлежат государству (50%+1 акция "Сбербанка"; 100% в "Россельхозбанке") или имеется высокая степень контроля и надзора со стороны государства через квазигосударственные структуры (в случае "Газпромбанка"), прежде всего через основателя и акционера этого банка, "Газпром" ("BBB-"/прогноз "Негативный");
(ii) исключительно высокая системная значимость "Сбербанка", на что указывают его доминирующие доли рынка (около 30% активов банковской системы и 44% розничных депозитов на конец 10 мес.
(iii) история оказания поддержки банкам, включая недавнюю крупную рекапитализацию "Газпромбанка" и "Россельхозбанка" посредством приобретения государственным "Агентством по страхованию вкладов" ("АСВ") эмиссий привилегированных акций, классифицируемых как базовый капитал. Fitch расценивает такой капитал как капитал хорошего качества, позволяющий покрывать убытки, и на 100% приравнивает к капиталу;
(iv) высокие репутационные риски в случае потенциального дефолта банков для российских властей/акционеров под госконтролем.
РДЭ "Сбербанка" также подкрепляются самостоятельной кредитоспособностью банка, которая отражена в его рейтинге устойчивости "bbb-".
Рейтинги "Газпромбанка" и "Россельхозбанка" на один уровень ниже рейтингов "Сбербанка", так как "Газпромбанк" и "Россельхозбанк" не имеют исключительной значимости для банковской системы, как "Сбербанк". Разница между рейтингами "Россельхозбанка" и "Газпромбанка", с одной стороны, и суверенным рейтингом, с другой, также отражает следующие моменты: (i) задержки с предоставлением значительной поддержки капиталом от государства, имевшие место в прошлом, у "Россельхозбанка" и потенциальные остающиеся у него потребности в капитале (ii) то что "Газпромбанк" не находится в прямой мажоритарной собственности государства.
Тот факт, что Центральный банк России ("ЦБ РФ") рассматривает эти банки как системно значимые для банковского сектора страны, не оказывает значительного влияния на мнение Fitch о поддержке. Такой статус системно значимых банков в равной степени распространяется на крупные банки в иностранной и частной собственности, как и на кредитные организации в госсобственности, и предполагает скорее более строгий надзор за банками, чем подтверждение какого-либо намерения оказывать им поддержку. По мнению Fitch, потенциальное введение законодательства, предусматривающего механизм bail-in (вовлечение приоритетных кредиторов в разрешение проблем у банков, испытывающих сложности), которое в настоящее время обсуждается в России, но вряд ли будет принято в ближайшее время, не обязательно приведет к автоматическому понижению уровней поддержки долгосрочных РДЭ у коммерческих банков в госсобственности, так как мы считаем, что им по-прежнему будет доступна поддержка с учетом структуры собственности у этих банков и их роли в проводимой политике.
Подтверждение национальных рейтингов банков учитывает мнение Fitch, что они по-прежнему входят в число организаций с наивысшей кредитоспособностью в России. "Стабильный" прогноз по национальным рейтингам отражает мнение агентства о том, что кредитоспособность эмитентов в России относительно друг друга вряд ли претерпит значительные изменения в случае понижения суверенного рейтинга.
Рейтинг устойчивости "Сбербанка" "bbb-" отражает следующие факторы: (i) значительную способность банка влиять на ценообразование ввиду его доминирующих рыночных долей в российском банковском секторе, (ii) лишь умеренное ухудшение качества активов по настоящее время, (iii) прибыльную деятельность на протяжении всего экономического цикла, (iv) дешевую и стабильную базу фондирования и хорошую ликвидность.
Рейтинг устойчивости "Сбербанка" зависит от суверенного рейтинга России ("BBB-"/прогноз "Негативный") ввиду значительного суверенного риска (0,5x основного капитала по методологии Fitch на конец 1 полугодия
Ухудшение качества активов "Сбербанка" было умеренным. Так, неработающие кредиты повысились до 5,4% на конец 3 кв.
Капитализация "Сбербанка" является приемлемой, о чем свидетельствует показатель основного капитала по методологии Fitch в 9% на конец 3 кв.
Сильная позиция ликвидности у "Сбербанка" подкрепляется существенным запасом ликвидных активов (как в национальной, так и в иностранной валюте) и диверсифицированной и достаточно стабильной базой депозитов. Как и большинство других банков в секторе, "Сбербанк" столкнулся с умеренным оттоком фондирования в декабре
Рейтинг устойчивости "Газпромбанка" "bb-" отражает его умеренную капитализацию, убыточную деятельность в последнее время и существенный объем высокорисковых кредитов/небанковских активов, которые могут потребовать заметных дополнительных отчислений под обесценение. В то же время рейтинг устойчивости учитывает значительные рыночные позиции у банка, его в целом более низкорисковое кредитование, сфокусированное на более крупных и сильных российских компаниях и обеспеченных розничных продуктах, комфортную в настоящее время ликвидность и доступ к капиталу в соответствии с программами российского правительства.
Показатель неработающих кредитов был низким на уровне 2,3% на конец 3 кв.
Капитал, удовлетворяющий критериям Fitch, включает основной капитал по методологии Fitch и привилегированные акции, выпущенные в декабре
Ликвидность у "Газпромбанка" остается комфортной, что частично отражает казначейскую роль банка для "Газпрома" и других крупных нефтегазовых компаний. Высоколиквидные активы на конец 1 полугодия
Рейтинг устойчивости "Россельхозбанка" "b-" отражает слабое качество активов банка, его уязвимую капитализацию с учетом значительного объема незарезервированных проблемных кредитов и слабого генерирования капитала за счет прибыли, а также высокой зависимости от фондирования, привлеченного на рынках капитала. Кроме того, рейтинг устойчивости учитывает улучшение капитализации банка после недавних взносов капитала и адекватную на сегодня позицию ликвидности.
Неработающие кредиты у "Россельхозбанка" были на высоком уровне в 18% от суммарного кредитного портфеля на конец 1 полугодия
Показатель капитала, удовлетворяющего критериям Fitch, у "Россельхозбанка" был умеренным на уровне 7,3% на конец 1 полугодия
"Россельхозбанк" ожидает дальнейшую поддержку капиталом в размере 20 млрд. руб. (равную 1% от активов, взвешенных с учетом риска) в 2016-2017 гг. в рамках программы развития сельскохозяйственного сектора (часть государственного бюджета) и потенциально 60 млрд. руб. (3%) в 2018-2020 гг., но эти суммы являются умеренными относительно рисков дальнейшего обесценения кредитного портфеля.
Высокое отношение кредитов к депозитам у "Россельхозбанка" (158% на конец 3 кв.
"Негативный" прогноз по рейтингам всех эмитентов, рассматриваемых в данном комментарии, отражает потенциал их понижения в случае понижения суверенных рейтингов России и снижения странового потолка. В случае существенного ослабления готовности материнских банков предоставлять поддержку (не ожидается Fitch в настоящее время) также возможны понижения рейтингов их дочерних структур.
Кроме того, обусловленные поддержкой рейтинги "Газпромбанка" могут испытать негативное давление в случае заметного сокращения доли в собственности квазисуверенных структур и/или в случае существенного ослабления связей между банком и российскими властями.
Рейтинги приоритетного необеспеченного долга и рейтинги субординированного долга "старого образца", вероятно, будут изменяться вместе с долгосрочными РДЭ соответствующих банков. Изменения рейтингов устойчивости, скорее всего, будут сопровождаться соответствующими изменениями рейтингов субординированного долга "нового образца".
Рейтинг устойчивости "Сбербанка" может быть понижен в случае понижения суверенных рейтингов, если произойдет дальнейшее заметное ухудшение экономических перспектив России или в случае ослабления качества активов и капитала у "Сбербанка". В случае стабилизации операционной среды и пересмотра прогноза по суверенным рейтингам на "Стабильный", это может способствовать стабилизации рейтинга на текущем уровне.
Рейтинг устойчивости "Газпромбанка" может быть понижен в случае ослабления качества активов или капитализации. Стабилизация операционной среды и показателей капитализации банка способствовала бы стабилизации рейтинга устойчивости на текущем уровне.
Рейтинг устойчивости "Россельхозбанка" может быть понижен в случае заметного дальнейшего ухудшения качества активов, которое не сможет быть оперативно компенсировано новым капиталом. Дальнейшее укрепление капитализации, которое обусловило бы уменьшение рисков по качеству активов, могло бы привести к повышению рейтинга устойчивости.