Экономисты перечислили "черных лебедей" России в 2016 г.
Нефть по $25, новая война, нерешительность правительства, разрастание кризиса доверия, красная Дума, социальные протесты – экономисты на страницах "Ведомостей" перечислили главные риски России в
Главный внешний риск – сохранение низкой цены нефти ($35–40/барр.) на большую часть года или ее дальнейшее снижение. По мнению некоторых экспертов, очередной нефтяной шок может быть уже на подходе. Почти двукратный спад цен на нефть
Некоторые эксперты не исключают, что из-за дешевой нефти правительство России может повысить налоги.
Как отмечают участники экспертного опроса, при низкой нефти и сохранении санкций продолжится инвестиционный кризис. Последствия кризиса доверия – откладывание инвестиционных проектов, отток капитала, долларизация активов предприятий, банков и населения, скачок курса и инфляции, сжатие экономики.
Еще один "черный лебедь" – геополитика, указывают эксперты. Экономика останется ее заложницей. К старым геополитическим рискам могут добавиться новые: большая азиатская война с втягиванием России в затяжную и дорогостоящую сухопутную кампанию.
Как пишет газета, приводя мнение участников опроса, для экономики больше угроз представляют не сами внешние риски, а реакция властей на них. Неготовность проводить конструктивную антикризисную политику может вылиться в более продолжительный кризис.
Население будет все более чувствительно реагировать на продолжающиеся спад доходов и ограничения экономических и личных свобод. Отмечается, что основные риски года связаны с ростом социальной напряженности в регионах. А по итогам парламентских выборов не исключено повторение политического кризиса
Как обычно, власть попытается снизить социальную напряженность бюджетной поддержкой, ожидает роста дефицита бюджета. Использование резервов, в свою очередь, создает экономические и политические риски.
Дефолт одного-двух регионов из-за снижения доходов при сохранении расходных обязательств может вызвать цепную реакцию и создать давление на банки, не исключают эксперты.
В бюджетной сфере правительству придется использовать все меры – администрирование, приватизацию, максимальную экономию. Положительный эффект возможен, если меры продуманы и сопровождаются реформами, а на это у правительства нет времени. Риски – со стороны внутренних законов и правоприменения.
В отличие от длинного перечня рисков, возможных приятных сюрпризов для экономики нашлось только два: рост цены нефти и снятие санкций. И то и другое не исключено, но маловероятно. Позитивным было бы срабатывание у власти чувства опасности дальнейшей экономической стагнации и начало структурных реформ.