Биржевые новости

14 января 2016 г.  11:54

Снижение объемов импорта не привело к росту производства - ВШЭ

Снижение импорта из-за девальвации рубля и войны санкций не привело к росту российского производства, как ожидали некоторые эксперты. Тем не менее, нынешняя экономическая ситуация дает шанс для ускоренного развития целого ряда отраслей и производств, работающих как на внешний, так и на внутренний рынок. Ученые Центра развития НИУ ВШЭ выявили потенциальных флагманов импортозамещения и несырьевого экспорта в ходе исследования "Рыночные возможности нетопливного экспорта и импортозамещения".

Доля товаров иностранного производства во внутреннем спросе уже упала с 26% до 20%. Но пока российские производители не воспользовались ситуацией, напротив, вместе с сокращением импорта наблюдается снижение спроса в физическом выражении.

Эксперты НИУ ВШЭ проанализировали, какие отрасли российской экономики имеют наибольший потенциал для несырьевого экспорта и импортозамещения. На первом этапе исследования представлены доклады о производстве и экспорте зерна, производстве удобрений, автомобильной промышленности..

Россия – третий по объемам поставщик пшеницы на мировой рынок. В 2014-15 годах страна поставила на мировой рынок рекордный объем зерна – 31,7 млн тонн. В целом за постсоветский период доля РФ в мировом экспорте зерна выросла с 4% до 14%. К 2020 году планируется довести этот показатель до 20%.

В целом, по прогнозу Минэкономразвития, положительная динамика в производстве сельхозпродукции в 2016-2018 годах сохранится на уровне 2,1% в год (базовый вариант).

По прогнозу Центра развития НИУ ВШЭ, в перспективе до 2020 года у России есть все шансы довести объемы производства зерна до 115 млн тонн – этот показатель запланирован в госпрограмме развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы.

Россия является одним из ведущих игроков на мировом рынке минеральных удобрений. В России 2014 году объем производства по отрасли достиг 19,6 млн тонн, при этом 70% произведенных удобрений шло на экспорт.

В последние годы российские производители провели серьезную работу по модернизации производств и логистики. Но преодолеть технологическое отставание только модернизацией невозможно – износ примерно половины мощностей составляет 60-70%. Поэтому позитивным фактором эксперты называют строительство крупнейшими игроками новых производств.

Что касается автопромышленности, в 2012 году темпы роста автомобильного рынка стали замедляться, а с 2014 года начался спад. На фоне общего спада преимущество получили марки и модели, чья цена меньше зависит от девальвации, а спрос поддерживается государством с помощью специальных программ. То есть наибольшие потери – у импорта.

Возврат рынка к росту, по мнению экспертов ВШЭ, возможен только при условии восстановления покупательной способности населения. Тем не менее, анализ парка легковых машин позволяет говорить о резервах для его увеличения, а значит и для роста рынка. Это связано с большим количеством старых автомобилей – 50% машин в России старше десяти лет.


Статьи, публикации, интервью...