Биржевые новости

8 февраля 2016 г.  10:43

Лишь 15% компаний в срок раскрыли налоговикам иностранные активы, остальные не торопятся

После новогодних каникул многие крупные российские бизнесмены решили задержаться за границей. Значительная часть членов Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) стала проводить больше времени за пределами России в том числе и потому, что, прожив за границей больше 183 дней в году, можно отказаться от российского налогового резидентства, – мало кому нравится закон о контролируемых иностранных компаниях (КИК), вводящий новый механизм контроля и уплаты налогов с их иностранных активов, рассказал "Ведомостям" один из членов правления бюро союза. Чем же они недовольны?

Хотя закон о КИК вступил в силу с 1 января, компании и предприниматели с легкостью скрываются от ФНС, выяснили "Ведомости". За год было подано всего около 7000 уведомлений, рассказал федеральный чиновник. Из них в срок (до 15 июня 2015 г.) – 1004 от юрлиц, 2199 от физлиц. Хотя, по оценкам экспертов газеты, по минимальным оценкам, иностранные структуры есть у 50 000 российских организаций. Получится, что отчиталось менее 14%.

В основном раскрываются средний бизнес и физлица, причем показывают главным образом активы в прозрачных юрисдикциях, с которых платить налог не придется, подводит предварительные итоги деофшоризации чиновник. Крупный бизнес по большей части ничего не открывает, продолжает он: многие пока пытаются понять, доберутся ли налоговики до информации о КИК в офшорах.

Если налоговые органы выявят КИК в 2016 г., они смогут только оштрафовать владельца за неуведомление о нем, а это всего 50 000 руб. Доначислить же налоги за прошлый период налоговая сможет, если обнаружит КИК только после 15 июня 2017 г.

Вторая причина, по которой россияне боятся раскрывать данные, заключается в необходимости перечислить в уведомлении все иностранные активы, которыми российский резидент владеет даже косвенно – через российскую компанию. У некоторых описание структуры холдинга занимает 30–40 страниц и очень не хочется утечки этой информации, говорит собеседник "Ведомостей".

Если каждый год платить налог с нераспределенной прибыли, через несколько лет она просто закончится, объясняет газете крупный предприниматель нежелание показывать ФНС свой иностранный "кошелек".

Переводят владение бизнесом в Россию публичные люди и компании – и иногда по политическим причинам. Как минимум часть госкомпаний вовремя отправили информацию в ФНС. Некоторые просто вынуждены раскрыться.

Выявление схем с КИК требует ювелирной работы налогового инспектора, не каждому это по силам, надеется крупный бизнесмен. "Платить налог придется только с 2017 г., поэтому я решил пока подождать и продумать все варианты, возможно, даже сократить нераспределенную прибыль – часть перевести в глубокие офшоры, не обменивающиеся данными с российской налоговой", – рассказывает газете другой предприниматель. В конце 2015 г. ФНС опубликовала первый проект перечня стран, которые вообще не обмениваются либо плохо обмениваются с Россией налоговой информацией. Первая версия напугала бизнес: он был в 3 раза больше аналогичного списка Минфина и среди попавших в него 119 юрисдикций оказалось много тех, что традиционно считаются прозрачными.

Тем не менее многие предприниматели отказываются от налогового резидентства России, говорит партнер EY Марина Белякова.

Конечно, часть бизнесменов понимают, что, бросая свой бизнес в России почти на полгода, они рискуют вообще его лишиться, и некоторые по этой причине даже задумываются о возвращении в Россию, говорит налоговый консультант. Кроме того, налоги в белых юрисдикциях выше, чем в России.


Статьи, публикации, интервью...