Биржевые новости

2 марта 2016 г.  09:43

"АЛРОСА" и De Beers не стали менять цены в феврале

"АЛРОСА" на февральской сессии с долгосрочными клиентами оставила цены на алмазное сырье на прежнем уровне, сообщили "Интерфаксу" представители трех компаний, являющихся долгосрочными клиентами алмазодобытчика.

Аналогично поступила и De Beers, сообщил заместитель гендиректора - директор по маркетингу и сбыту смоленского "Кристалла" (сайтхолдер De Beers) Николай Афанасьев. В январе De Beers скорректировал цены на 5-7%, цены "АЛРОСА" с начала года не менялись.

За январь-февраль "АЛРОСА" выручила около $780 млн, De Beers - около $1,15 млрд. Таким образом, выручка "АЛРОСА" за 2 месяца оказалась на уровне объема всего 4-го квартала прошлого года ($700-800 млн, по разным оценкам), а продажи De Beers более чем вдвое превысили итоги последних трех месяцев 2015 года ($500 млн). Эти цифры позволяют делать вывод о восстановлении рынка после минимумов 2015 года, хотя ряд представителей отрасли испытывает скепсис, расценивая активность алмазодобытчиков как попытки "собрать все деньги с рынка", лишающие рынок надежд на долгосрочное выздоровление.

Февральские цены и лимит отбора

"Цены "АЛРОСА" в феврале более-менее без изменений", - сказал Валерий Морозов, гендиректор группы "Руиз Даймондс" израильского предпринимателя Льва Леваева. Эту информацию подтвердили два других собеседника "Интерфакса". Сама "АЛРОСА" детали торговой сессии не комментирует.

В январе "АЛРОСА" также не меняла цены. Предпосылок для снижения цен на алмазное сырье в январе-феврале нет, говорил месяц назад глава "АЛРОСА" Андрей Жарков, однако корректировка цен другими крупными маркетмейкерами будет оказывать влияние на весь рынок.

"На данный момент цены "АЛРОСА" более-менее адекватны, нельзя сказать, что они вызывающе высокие. По некоторым позициям есть перекос, по некоторым цена нормальная. В дальнейшем все зависит от того, куда двинется рынок", - сказал В.Морозов.

Лимит отбора месячного контракта повысился с 50% в январе до 70%, то есть клиенты "АЛРОСА" в феврале могли отказаться от приобретения только 30% объема своей месячной закупки алмазов, а не половины, сообщили клиенты компании.

Эта мера говорит об оживлении спроса, а значит, снижать цены не имело смысла, считает Николай Афанасьев, заместитель генерального директора - директор по маркетингу и сбыту смоленского "Кристалла", крупнейшего покупателя "АЛРОСА" на внутреннем рынке. "Если компания чувствует спрос на рынке, если она видит, что клиенты выбирают 70% и более, какой смысл пересматривать цены? Поэтому, с моей точки зрения, компания действует абсолютно логично. Сессия прошла, и полагаю, что план компании выполнен", - сказал он.

Представитель одного из российских клиентов "АЛРОСА" - холдинга, соединяющего все звенья "алмазного трубопровода", кроме добычи, отметил, что его компания "не следила за лимитом". "Мы выкупили около 90% (месячной нормы)", - сказал он. "Мы производим бриллианты для собственных нужд, используем их в ювелирных изделиях, которые выставляем на продажу в собственной розничной сети. У нас согласован с "АЛРОСА" ассортимент, и мы его приобретаем "при любой погоде", и бриллианты из него всегда востребованы. "АЛРОСА" полностью удовлетворяет наши потребности", - пояснил собеседник "Интерфакса".

De Beers, как и "АЛРОСА", в феврале оставил цены неизменными, сказал Н.Афанасьев. "De Beers выдержала цены на том же уровне, что и в январе. Полагаю, что спрос был достаточно хорошим. То снижение цен, которое De Beers предприняла в январе, на рынке было воспринято с энтузиазмом, и продажи состоялись на достаточно высоких уровнях"", - отметил замглавы "Кристалла".

Объем продаж

Кроме того, увеличение лимита отбора до 70% говорит о том, что объем февральской сессии "АЛРОСА" должен превысить январский, считает В.Морозов из "Руиз Даймондс".

В СМИ публиковалось несколько оценок объема продаж "АЛРОСА" за январь - от $300 млн до $450-500 млн. Разница может объясняться тем, что часть контрактов, заключенных в январе, могли быть оформлены уже в феврале, пояснил "Интерфаксу" источник на рынке.

Официально "АЛРОСА" эту информацию не разглашает, в отличие от контролирующей De Beers горнодобывающей Anglo American, которая вера отчиталась об итогах торговли своего алмазного подразделения в феврале. De Beers, по данным Anglo, отгрузила клиентам в феврале сырье на $610 млн, что на 12% выше уровня января и на 3% выше среднего показателя 2014 года - I полугодия 2015 года. Итого за два месяца De Beers выручил около $1,15 млрд.

Общий объем продаж "АЛРОСА" за 2 месяца может составлять порядка $780 млн, считает источник на рынке. "При этом нужно принимать во внимание график продаж: De Beers в 1-м квартале традиционно проводит только две торговые сессии, делая перерыв в марте, тогда как торговые сессии "АЛРОСА" проходят каждый месяц", - пояснил он.

Тенденции рынка

По мнению В.Морозова из "Руиз Даймондс", пока рано говорить об изменении негативного тренда, сформировавшегося во 2-й половине 2015 года под действием затоваривания запасов участников рынка и торможения роста спроса на ювелирные изделия в Китае. "Рентабельности у огранщиков как не было, так и нет. Был короткий момент в январе, когда солнце вышло из-за туч и тут же скрылось. Грянул целый ряд банкротств в Индии, что порождает "эффект домино". И рынок снова "свернулся", - заявил глава "Руиз Даймондс".

С ним согласен Н.Афанасьев из "Кристалла": "Я полагаю, что тренд не сломлен, речь просто о коррекции нисходящей динамики". В январе-феврале оздоровлению спроса способствовало решение De Beers снизить цены, отметил он. "Вторая половина 2015 года была для De Beers достаточно сложным периодом. Покупатели брали селективно и на исторически низких уровнях за последние пару десятков лет. Компании пришлось привести цены в соответствие с рынком", - сказал замглавы "Кристалла". Кроме того, последние несколько лет период со второй половины января по первую половину марта всегда был позитивным для рынка, добавил он.

"В начале года был ажиотаж в связи со снижением цен De Beers. Но возможно, что к марту эта тенденция пойдет на спад", - считает представитель другого российского клиента "АЛРОСА".

Сергей Горяинов из отраслевого агентства Rough & Polished отмечает позитивные изменения в январе-феврале, но также не склонен делать выводы о кардинальной смене тенденций. "В прошлом году рынок столкнулся со снижением спроса на ювелирные изделия и, как следствие, накоплением большого количества запасов бриллиантов у гранильных предприятий. Эта ситуация оказывала давление на цены по всему алмазному трубопроводу, поскольку представители ритейла в условиях ослабленного спроса просили индийские гранильные предприятия снижать цены на ограненные камни. Сейчас мы видим признаки того, что рынок преодолел эту ситуацию: цены на бриллианты укрепляются, а результаты продаж ювелирных изделий с бриллиантами в США выглядят позитивно - например, Signet на днях сообщила о 5-процентном росте продаж. Скопившиеся запасы бриллиантов постепенно выходят на рынок, и гранильные компании вновь начинают увеличивать закупки алмазного сырья", - заявил он.

"Несмотря на то, что итоги продаж в январе и феврале выглядят позитивно, участникам рынка пока следует придерживаться умеренного оптимизма. На рынке сейчас нет единого регулятора цен и объемов продаж, каким была De Beers 15 лет назад. Помимо "АЛРОСА" и De Beers, на рынке есть еще ряд поставщиков алмазного сырья, в том числе компании из Африки, цены которых не всегда соответствуют рыночным. Кроме того, алмазный рынок остается подверженным "эмоциональным" колебаниям. Поэтому трудно предсказывать, сохранится ли нынешний тренд, и насколько быстро будет происходить восстановление рынка. В любом случае, алмазодобывающим компаниям сейчас важно не допускать резких колебаний цен и объемов продаж сырья, чтобы не нарушить процесс постепенного возвращения огранки к прежнему ритму работы", - считает С.Горяинов.

Глава смоленского "Кристалла" Максим Шкадов, являющийся также президентом Международной ассоциации производителей бриллиантов IDMA, считает ситуацию на алмазном рынке по-прежнему нестабильной из-за слабости перерабатывающего сектора отрасли. По его мнению, "попытка собрать все деньги с рынка после рождественских продаж может привести к усилению кризиса в этом секторе, так как следующим шагом, после воодушевляющих рапортов о растущем объеме продаж, станет повышение цен на сырье. В результате небольшая надежда на выздоровление отрасли рухнет", - заявил М.Шкадов в своем обращении к коллегам по отрасли.

Основой для повышения цен на сырье станет "движение бриллиантовых цен вверх", напоминает он. Оно "может начаться только после восстановления баланса спроса и предложения и после активной кампании по продвижению бриллиантов на рынке со стороны Ассоциации производителей алмазов. Большой объем сырья, несомненно, внесет дисбаланс, что приведет к очередной волне падения цен на бриллианты. Не стоит забывать, что длительная работа нашего сектора с ничтожной маржой, а то и с убытками, приводит к накоплению дыр в бюджетах компаний, и сколько времени они их смогут латать, никто сказать не может. Я призываю всех производителей бриллиантов при принятии решения о покупке сырья руководствоваться показателями добавленной стоимости, а не понятием "лишь бы быть в игре", - говорится в обращении М.Шкадова.


Статьи, публикации, интервью...