Биржевые новости

23 июня 2016 г.  10:30

В правительстве ищут предел расходов на перевозку грузов

равительство РФ хочет выяснить максимальную долю расходов на транспортировку в цене продукции разных отраслей: поручение определить этот предел дано Федеральной антимонопольной службе (ФАС) РФ, министерствам и ОАО "Российские железные дороги", пишет "Коммерсантъ" со ссылкой на протокол майского совещания у вице-премьера РФ Аркадия Дворковича.

Вопрос должны проработать Минэкономразвития и Минтранс вместе с РЖД и Советом потребителей монополии и к 1 сентября представить свои предложения в ФАС. В министерствах отказались от комментариев изданию, в РЖД сообщили, что готовят предложения и представят их в срок. В антимонопольной службе газете подтвердили, что работают над поручением.

"Снижение издержек для повышения конкурентоспособности продукции приводит к необходимости рассчитать предел, которого может достигать транспортная составляющая. Этот вопрос бурно обсуждался на майском совещании и сопровождался дискуссией о том, достигнут ли предел резерва экономии на железнодорожном тарифе или надо приняться за маржу портов", - отмечает "Коммерсантъ".

Издание добавляет, что в протоколе также содержится поручение тем же ведомствам, РЖД и Советам потребителей услуг РЖД и ФГУП "Росморпорт" представить модель оценки транспортных расходов по различным видам грузов. ФАС поручено провести анализ динамики ставок на перевалку по каждому порту, проверить наличие разных ценовых условий для независимых потребителей и аффилированных с портами.

Установление предельных транспортных затрат в долевом выражении имеет прецеденты, отмечает газета. В 2013 г. в электроэнергетике был установлен индикативный лимит сетевой составляющей в конечной цене на электроэнергию (не выше 40%). Но, как заявили изданию в "Сообществе потребителей энергии", опыт показывает, что долевой показатель полного представления о ситуации не дает: так, при текущем росте цены за мощность, увеличивающем конечную стоимость энергии, сетевая составляющая (сегодня, по данным "Россетей", - 36%) может расти в абсолютном выражении, не увеличиваясь в долевом. Структурно такие индикативы важны, отмечают в сообществе, но необходимы и абсолютная оценка, и сопоставление с другими странами.

В свою очередь "Ведомости", которые в среду также пишут про содержание протокола, сообщают, что А.Дворкович поручил Минэнерго, Минфину и Минэкономразвития к августу разработать "предложения о возможных вариантах поддержки предприятий угольной отрасли". Какие конкретно предложения уже есть и как это будет реализовано, представители министерств не раскрывают. "Поручения в Минэкономразвития поступили. Вопросы прорабатываются", - сказал газете его представитель.

Поддержать угольщиков правительство может, лишь выдав субсидии на железнодорожную перевозку угля, чтобы компенсировать им выросшие тарифные расходы после отмены перекрестного субсидирования, заявили изданию два участника совещания с А.Дворковичем. "Но угольщикам это не нужно, пункт с поддержкой в протокол добавили РЖД и Минтранс, они хотят переложить решение вопроса перекрестного субсидирования на бюджет", - сказал еще один участник. Представитель Минтранса не ответил на вопросы "Ведомостей".

Ранее ФАС заявляла, что важно не поднимать уровень транспортных расходов для грузоотправителей, пишут "Ведомости". Представитель РЖД в этой связи так же заявил газете, что "одна из основных задач, которые нужно решить, - это исключить перекрестное субсидирование перевозок одних грузов другими". При перекрестном субсидировании доходы от перевозки высокомаржинальных грузов покрывают расходы РЖД на транспортировку низкомаржинальных грузов.

За 2015 г. доля угля в общих перевозках РЖД составила 26,6% (356,982 млн тонн), тогда как в выручке - всего 16,1% (966 млрд руб.) - согласно данным Совета потребителей, на которые ссылается издание. В целом чистая прибыль компании составила в 2015 г. 8,2 млрд руб. Если тариф на перевозку угля поднять, это может привести к снижению отгрузки, так что сейчас ведомствам придется скооперироваться и найти баланс, отмечает участник совещания с А.Дворковичем. Транспортная составляющая в себестоимости угля достигала в прошлом и этом году 60-70%, сказал газете другой участник: угольщики компенсируют высокие тарифы увеличением объема.


Статьи, публикации, интервью...