Биржевые новости

12 июля 2016 г.  08:55

Авиакомпании должны сами принять меры для улучшения своей финситуации

Финансовое положение российских авиакомпаний продолжает ухудшаться: по данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, в 1-м квартале крупнейшие авиакомпании РФполучили 24 млрд руб. операционного убытка. Между тем по итогам 1-го квартала 2015 года операционные убытки составили 16 млрд руб., рассказал "Коммерсанту"президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун.

Показатели выглядят удручающе и демонстрируют негативные тенденции, ярко проявившиеся в 2015 году", - отметил он. Убытки на внутренних линиях составили 25,6 млрд руб. (19 млрд руб. в 1-м квартале 2015 года), а прибыль на международных составила лишь 1,5 млрд руб.

За весь 2015 год операционные убытки 112 авиакомпаний от перевозок пассажиров составили 8,5 млрд руб. Основной убыток также был на внутренних линиях - 44,9 млрд руб. против 35,9 млрд руб. в 2014 году (рост на 25%), прибыль на зарубежных маршрутах их не смогла компенсировать. За год пассажиропоток в РФ, по данным Росавиации, снизился на 1,2% - до 92 млн человек. В АЭВТ подчеркнули, что оперативные данные за 1-е полугодие (спад перевозок на 8,4%, или на 3,5 млн пассажиров) говорят о том, что "кризис только набирает обороты". В июне пассажиропоток упал на 14,4% - до 1,3 млн пассажиров.

Параллельно у авиакомпаний продолжают расти расходы: в 1-м квартале они увеличились на 15% - до 225 млрд руб. Основной статьей по-прежнему остаются затраты на лизинг самолетов, выросшие на 56% - до 61 млрд руб., затраты на техобслуживание и ремонт поднялись на 27% - до 21 млрд руб. Кроме того, в АЭВТ отметили рост затрат на аэропортовое обслуживание на 20,6% - до 35 млрд руб.

В ассоциации считают, что государство должно продолжать поддержку отрасли, например, за счет снижения налогов, но в Минэкономразвития дают понять: перевозчики могут сами принять меры для улучшения своей финансовой ситуации. Как считают в Минэкономразвития, компании для своего финансового оздоровления должны оптимизировать штат и маршрутную сеть, избавляться от непрофильных активов.

По мнению главы АЭВТ перевозчики сами не смогут улучшить положение: "Очевидно, что за счет увеличения тарифов или открытия чартерных направлений, например в Турцию, вернуть спрос не получится". "С существующей покупательной способностью даже минимальное повышение цен лишь усугубит положение, необходимы более оперативная реакция профильных властей и продолжение поддержки отрасли, - говорит В.Тасун. - Возможно, следует создать госзаказ на авиаперевозки социально незащищенных слоев населения или максимально облегчить компаниям налоговое бремя".

"Если правительство не собирается менять экономический режим для авиакомпаний, то единственным вариантом их спасения останется экономически оправданное взаимодействие между игроками рынка", - отметил глава Infomost Борис Рыбак. Такая кооперация предусматривала бы "безусловный запрет на убыточные операции", сокращение провозных емкостей и повышение цен на билеты до экономически обоснованных.


Статьи, публикации, интервью...