Биржевые новости

22 июля 2016 г.  14:28

За полгода индекс настроений малого бизнеса продемонстрировал рост

Индекс настроений малого бизнеса к июню 2016 года заметно вырос по сравнению с ноябрем 2015 года и вернулся на уровень июня 2015 года. Малый бизнес научился жить в новых условиях. Такой вывод сделан в рамках исследования, проведенного Альфа-банком путем опроса его клиентов с выручкой до 350 млн рублей в год.

Индекс настроений определяется как среднее арифметическое четырех индексов - текущей ситуации, бизнес-ожиданий, состояния компании и ожиданий по компании. Каждый из промежуточных индексов рассчитывается как разница между суммами долей положительных и отрицательных ответов, деленной на количество вопросов в индексе. Значения Индекса настроений могут изменяться от -100 до +100. Положительные значения индекса показывают, что позитивные настроения превалируют над негативными, отрицательные - свидетельствуют о преобладании негативного настроения.

Индекс настроений малого бизнеса в июне 2016 года составил минус 25 против минус 38 в ноябре и -24 в июне 2015 года.

Как отмечают авторы исследования, по сравнению с результатами опроса, проведенного полгода назад, более позитивной стала оценка текущей экономической ситуации и покупательской способности как в стране, так и по отраслям. Индекс текущей ситуации в текущем году вырос до -68 после -78 в ноябре и -69 в июне прошлого года, а Индекс текущей ситуации по компании - до минус 16 после минус 24 в ноябре и минус 22 в июне.

Традиционно оценка текущей ситуации по стране более негативная, чем оценка ситуации в отрасли, что может быть результатом как общего негативного информационного фона, так и более глубокого знания предпринимателями именно своей отрасли.

Предприниматели хотя и ждут восстановления рынка, все-таки сдержанны в оценке покупательской способности. При равной оценке экономической ситуации и покупательской способности в стране оценка ситуации и покупательской способности в отраслях отличаются: хуже всего себя чувствуют компании в сфере строительства, грузоперевозок и оптовой торговли. Розничная торговля восстанавливается, а производственные компании ситуацию в отрасли и покупательскую способность оценивают заметно лучше, чем полгода назад.

В частности, Индекс настроений малого бизнеса для компаний оптовой торговли в июне поднялся до минус 20 с минус 39 в ноябре и минус 24 в июне 2015 года, для розничной торговли - до минус 27 с минус 36 и минус 35 соответственно.

Как отмечают авторы исследования, на протяжении полутора лет IT-компании настроены более позитивно, чем другие отрасли, менее всего оптимизма у компаний грузоперевозок.

В географическом разрезе наиболее заметен рост положительных настроений в Центральном и Северо-Западном регионах, в первую очередь за счет городов федерального значения.

Индекс бизнес-ожиданий по стране (через 6 месяцев) в июне увеличился до минус 28 после прошлогодних минус 47 в ноябре и минус 25 в июне. Аналогичный прогнозный показатель по компании в июне 2016 года положителен - 17 против минус 1 в ноябре 2015 года и 16 в июне.

Это свидетельствует о том, что компании в середине 2016 года более позитивно, чем в конце прошлого года, смотрят в будущее, ожидая стабилизации или улучшения экономической ситуации.

Более щедрые позитивные оценки компании малого бизнеса дают по изменению экономической ситуации в стране (выросли до минус 22) и отрасли (рост до минус 18), чем по покупательской способности (по стране - рост до минус 41, по отрасли - рост до минус 31).

Оценка текущей ситуации по компании изменилась в положительную область, вернувшись на уровень июня прошлого года.

Почти треть компаний уже сейчас отмечают увеличение количества клиентов. При этом остается проблема оптимизации расходов: рост выручки отметили 20% компаний, а прибыли - только 15%.

За последние полгода компании в 2 раза чаще увеличивали штат, чем сокращали, что позволяет сделать вывод, что кризис на рынке труда закончился.

Розничная торговля, строительство и грузоперевозчики продолжают испытывать негативное влияние санкций. В том числе это может быть одним из факторов снижения выручки, прибыли, числа клиентов и частоты покупок.

Компании сферы IT, маркетинга и консалтинга продолжают чувствовать себя более комфортно, чем другие. Это выражается также в более активном росте штата и увеличении зарплат.

"Сейчас мы видим больше компаний планирующих увеличение оборотов и выход на новые рынки - их доля за полгода выросла с 42% до 46% опрошенных. Малый бизнес отличается гибкостью и быстрой реакцией на изменение условий, и текущее восстановление оптимизма отражает восприимчивость предпринимателей даже к небольшим положительным сигналам рынков. Вместе с тем, малый бизнес продолжает фокусироваться на работе с издержками и прибылью, повышению клиентоориентированности и качества сервиса и продуктов", - отмечает руководитель блока массового бизнеса Альфа-Банка Денис Осин, чьи слова приводятся в пресс-релизе.


Статьи, публикации, интервью...