Биржевые новости

17 августа 2016 г.  17:58

РЖД хотят заместить рыночными займами деньги ФНБ, взятые на закупку локомотивов в 2015 г

ОАО "Российские железные дороги" планирует заместить рыночными заимствованиями средства, привлеченные на закупку локомотивов в 2015 году из Фонда национального благосостояния (ФНБ).

Как сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с деятельностью компании, соответствующее обращение монополии поступило в аппарат правительства еще в июле. Теперь вопрос рассматривают профильные ведомства.

Представитель "Российских железных дорог" подтвердил "Интерфаксу", что компания рассчитывает рефинансировать привлеченные на закупку локомотивов деньги ФНБ, добавив при этом, что процесс привлечения новых займов может не ограничиться 2016 годом, поскольку быстро "поднять" такой объем средств практически невозможно.

В министерстве экономического развития РФ, в свою очередь, агентству заявили, что ведомство "концептуально не против инициативы заместить привлеченные РЖД средства ФНБ на рыночные источники при условии сохранения сроков реализации и установленных параметров инвестиционного проекта, для финансирования которого (они - ИФ) были привлечены".

Между тем, источник "Интерфакса" отмечает, что министерство предложило оценить возможность досрочного погашения соответствующих облигаций РЖД, выпущенных для привлечения денег ФНБ, учитывая положения проспектов эмиссии. Кроме того, Минэкономразвития считает целесообразным проанализировать возможные последствия от досрочного погашения бумаг для ВТБ, в пользу которого они размещались. В этой связи в Минэкономразвития призывают учесть и позицию банка, сказал источник агентства.

Выделить из ФНБ 100 млрд руб. на четыре инвестиционных проекта РЖД (по покупке локомотивов, а также трех - по развитию железнодорожной инфраструктуры) глава правительства РФ Дмитрий Медведев распорядился в конце 2014 г. Непосредственно на приобретение тягового подвижного состава было решено направить 60,2 млрд руб. - через ВТБ, который должен был приобретать облигации перевозчика. Министерство финансов РФ разместило их на субординированном депозите в банке.

Средства были выделены в 2015 г. За счет них монополия полностью профинансировала годовую программу закупки 502 локомотивов. ВТБ приобрел на деньги ФНБ 25-летние облигации РЖД. Паспорт проекта предполагает минимальную доходность на уровне "инфляция + 1%" (без отсрочки по выплате процентов). За счет инструментов с льготной процентной ставкой компания рассчитывала финансировать проекты со сроком окупаемости в 15-20 лет. На рынке капитала отсутствуют средства такой срочности (рублевая ликвидность в РФ доступна на срок до 10 лет, максимальный спрос приходится на обязательства сроком 3-5 лет), поясняли ранее РЖД.

Паспорт проекта предполагает, что программа будет реализовываться в 2015-2017 гг., суммарная потребность в новых локомотивах в этот период оценивается в 1,508 тыс., а общая их стоимость - в 203,6 млрд руб. (в прогнозных ценах, без учета НДС). Причем 70,4% от этой суммы - 143,4 млрд руб. - на 2016-2017 гг. компания должна изыскать сама. Дисконтированный срок окупаемости для РЖД в этом случае составит 24 года, внутренняя норма доходности - 11,4%, средневзвешенная стоимость капитала - 10%.

Между тем, три инфраструктурных проекта из него в итоге "выпали": их было решено финансировать за счет пенсионных накоплений, находящихся под управлением Внешэкономбанка. В результате из ранее зарезервированных и уже переведенных в ВТБ средств 39,8 млрд руб. остались нераспределенными. В связи с этим РЖД предложили выделить эти деньги перевозчику на приобретение локомотивов - и в 2016 г. изначально программа закупки 507 локомотивов на 69,2 млрд руб. была сверстана с учетом этих денег. Однако весной глава министерства транспорта РФ Максим Соколов заявил, что монополия может отказаться от средств ФНБ, поскольку они "не бесплатны" и в итоге могут оказаться дороже рыночного финансирования. В итоге РЖД в 2016 г. разместили рыночные облигации на 40 млрд руб.

Почти три четверти локомотивов "Российские железные дороги" приобретают у "Трансмашхолдинга", остальные - у структур группы "Синара" и их партнеров.


Статьи, публикации, интервью...