Биржевые новости

13 сентября 2016 г.  09:22

На железной дороге могут ввести механизм take-or-pay

ОАО РЖД предлагает внести изменения в устав железнодорожного транспорта и внедрить систему договоров take-or-pay ("бери или плати") для вложений в инфраструктуру. В обмен на обязательства грузоотправителей по перевозке фиксированных объемов грузов монополия готова предоставлять клиентам приоритетный доступ к инфраструктуре, а средства тратить на ее развитие. Впрочем, пока эксперты и участники отрасли указывают на неоднозначность этой инициативы. Они опасаются, что может быть нарушен принцип публичности и равнодоступности перевозок, а соглашения приобретут добровольно-принудительный характер, пищет "КоммерсантЪ", ознакомившийся с предложения РЖД.

ОАО РЖД подготовило предложения по введению системы take-or-pay — "бери-или-плати" — для развития железнодорожной инфраструктуры, соответствующее письмо старший вице-президент компании Сергей Мальцев направил в июле в Минтранс. Концепция договора take-or-pay, предлагаемая ОАО РЖД, предполагает, что грузоотправитель будет заявлять на несколько лет вперед объем перевозок и получать приоритетный доступ к инфраструктуре, а за невыборку объема заплатит штраф. Полученные средства будут идти на развитие инфраструктуры. В ОАО РЖД "Ъ" подтвердили, что для внедрения системы take-or-pay необходимо менять Устав железнодорожного транспорта.

Компания подготовила законопроект, фиксирующий право на предоставление приоритета грузоотправителям, подписавшим такой договор, и их ответственность за нарушение обязательств.

Предложения ОАО РЖД разработаны в рамках июньского поручения президента РФ по развитию портовых мощностей в Тамани и направлены также в правительство.

Поручение требовало проработать возможность заключения соглашений между монополией и инвесторами в лице грузоотправителей и операторов портов по приоритетному доступу к железнодорожной инфраструктуре и ее вводу. В аппарате курирующего отрасль вице-премьера Аркадия Дворковича "Ъ" сообщили, что вопросы прорабатываются. В Минэкономики заявили, что поддерживают необходимость договоров take-or-pay. В ФАС сообщили, что с инициативой не знакомы и вопрос со службой не обсуждался.

Один из источников "Ъ" в отрасли замечает, что take-or-pay требует гарантий долгосрочной стабильности железнодорожных тарифов (включая прейскурант 10-01). Другой источник "Ъ" говорит, что инициатива обсуждается много лет, но остается неоднозначной. С одной стороны, понятно, что ОАО РЖД ищет способы привлечения средств в инфраструктуру. Исходно, отмечает он, компания создавалась как АО для возможности инвестирования в инфраструктуру через акционерный капитал, но государство наложило на это столько ограничений, что фактически отрезало такую возможность. С другой стороны, продолжает собеседник "Ъ", вводя возможность предоставления приоритета отдельным грузоотправителям, государство "открывает ящик Пандоры, ставя под угрозу принцип публичности перевозок". Неясно, откуда ОАО РЖД будет брать средства на развитие инфраструктуры — как кредит под гарантии грузопотоков или из своего совокупного дохода, в последнем случае это означает, что одно направление развивают за счет, например, недофинансирования ремонтов на другом. Во-вторых, сейчас закон не разрешает адресного предоставления особых условий — даже тарифные преференции предоставляются лишь на определенном направлении и по определенным типам грузов. В-третьих, говорит источник "Ъ", есть опасение, что соглашения take-or-pay примут добровольно-принудительный характер: "Не дашь средства на модернизацию — не поедешь".


Статьи, публикации, интервью...