Биржевые новости

22 сентября 2016 г.  13:35

Высокий дефицит бюджета может стать тормозом долгосрочных инвестиций, считают представители ЦБР

Выбор траектории государственных расходов является новым вызовом для бюджетной политики на этапе адаптации экономики к новому равновесию, говорится в статье первого зампреда ЦБ РФ Ксении Юдаевой и заместителя директора департамента исследований и прогнозирования ЦБ РФ Андрея Синякова.

Статья "Политика центрального банка в условиях шоков платежного баланса и структурных сдвигов" опубликована в журнале "Вопросы экономики". В ней анализируются различные варианты политики центрального банка по обеспечению ценовой и финансовой стабильности в малой открытой экономике страны-экспортера сырья в условиях сильных шоков платежного баланса, аналогичных тем, с которыми столкнулась Россия в 2014-2015 годах.

В качестве таких шоков авторы статьи рассматривают снижение мировых цен на нефть; рост риск-премии (из-за ужесточения денежной политики ФРС, роста геополитических рисков, снижения цен на нефть) и, как следствие, рост оттока капитала (в форме роста спроса на иностранные активы), пик платежей по внешнему долгу российских компаний (отток капитала в форме снижения обязательств перед нерезидентами).

В статье рассмотрены пять различных вариантов политики ЦБ в такой ситуации и их влияние на экономику и инфляцию:

  • - поддержание валютного курса на неизменном уровне или проведение плавной девальвации путем нестерилизованной продажи валюты из валютных резервов;
  • - проведение стерилизованных интервенций для поддержания валютного курса;
  • - использование инструментов валютного рефинансирования для устранения временного стресса на валютном рынке, связанного с достижением в конце 2014 года пика платежей по внешнему долгу;
  • - переход к плавающему валютному курсу, что дает возможность его быстрой подстройки к новому равновесию при более низких ценах на нефть;
  • - временное повышение процентных ставок для противодействия росту инфляционных ожиданий.

Из рассматриваемых вариантов валютной и денежной политики выбрана их оптимальная комбинация: плавающий валютный курс и повышение процентных ставок.

"Плавающий курс выступает как основной механизм адаптации и позволяет снизить негативное влияние внешних шоков на выпуск, максимально ограничив экономический спад только его структурной компонентой. Правильно откалиброванная денежно-кредитная политика позволяет в этой ситуации быстро стабилизировать инфляционные ожидания и избежать стагфляции, которая сама по себе несет дополнительные риски для экономики", - говорится в статье.

"Тем не менее, нужно отдавать себе отчет в том, что денежно-кредитная политика не может дать возможность экономике полностью избежать спада, в том числе и спада потребительского спроса. Экономический спад в условиях шока платежного баланса носит структурный характер и связан с необходимостью изменить структуру экономики под воздействием внешних шоков. В новом равновесии, в которое переходит экономика под влиянием шоков, спрос оказывается меньше, а его структура меняется в связи со снижением внешнего спроса на российскую продукцию. Быстро компенсировать такой эффект внешних шоков невозможно", - указывают К.Юдаева и А.Синяков.

Однако шок можно смягчить мерами бюджетной политики, отмечается в статье. Бюджетные расходы в условиях шоков платежного баланса должны снизиться, чтобы адаптироваться к новым условиям.

"Новые равновесные уровни бюджетных расходов и доходов должны соответствовать друг другу. Однако это снижение может быть растянутым во времени. Возможности бюджета проводить такую политику зависят от накопленного уровня резервов и государственного долга, а также от общей долговой нагрузки в экономике (так как существует риск, что часть плохих долгов экономических агентов государство будет вынуждено взять на себя) и уровня доверия инвесторов к политике государства", - говорится в статье.

Если уровень доверия инвесторов высок, а уровень государственного долга и долговой нагрузки в экономике низкий, у государства есть возможность увеличить бюджетный дефицит и тем самым сгладить переход экономики к новому равновесию. Однако надо учитывать, что большой бюджетный дефицит подрывает доверие рынков к политике государства и может способствовать рыночной волатильности.

"Он также может оказывать негативное влияние на экономический рост через ожидания экономических агентов, которые, понимая, что бюджетный дефицит не может сохраняться вечно, не будут принимать долгосрочные бизнес-решения, опасаясь введения новых налогов или других ограничений для бизнеса, а также роста макроэкономической нестабильности", - указывают авторы статьи.

"Поэтому выбор траектории государственных расходов, которая позволяет, с одной стороны, сгладить наиболее значительные издержки адаптационного периода, а с другой - дает финансовым рынкам и бизнесу четкое представление о сроках бюджетной консолидации, является основным вызовом для бюджетной политики на этапе адаптации экономики к новому равновесию", - заключают представители ЦБ.

Авторы статьи отмечают, что в период внешних шоков роль структурных реформ только возрастает, ведь именно в такой период важно придать экономике гибкость, которая позволит ей быстро изменить свою структуру в соответствии с новыми конкурентными преимуществами и увеличить темпы роста в новых условиях.

"Негибкой экономике для адаптации к шокам потребуется более значительное изменение реального валютного курса и доходов населения. При этом возможностей для сглаживания шока с помощью бюджетной политики также будет меньше в связи с более низким уровнем доверия к бюджетной политике со стороны финансовых рынков и бизнеса. Оптимальная политика государства в условиях внешних шоков требует реализации пакета мер как бюджетной консолидации, так и структурных реформ", - говорится в статье.

Представленная в статье точка зрения выражает личную позицию авторов и не обязана представлять официальную позицию Банка России.


Статьи, публикации, интервью...