Биржевые новости

10 октября 2016 г.  11:27

Объем долга населения за ЖКХ за год вырос на 10% и достиг 275 млрд руб. - исследование

В общей сумме россияне должны различным организациям (банкам, телекоммуникационным компаниям, страховым компаниям, организациям ЖКХ, МФО) более 1,3 трлн. рублей, из них долги ЖКХ занимают второе место – доля 22%. Объем задолженности населения за услуги ЖКХ за год вырос на 10% и на текущий момент достиг 275 млрд. рублей. Таким образом, темпы роста сократились и данная тенденция является следствием введения государством пени за просрочку. Однако по-прежнему около 10% граждан (собственников жилья) относятся к категории хронических неплательщиков за услуги ЖКХ, отмечается в исследовании компании "Секвойя кредит консолидейшн".

Самые большие по объему долги в сегменте сформировались по платежам за такие услуги, как тепло, вода и электроэнергия.

Причинами роста задолженности населения в России за коммунальные услуги стала совокупность следующих факторов:

- отсутствие восприятия услуги ЖКХ как коммерческий продукт, за который надо платить.

- задержка платежей из-за забывчивости собственников, в первую очередь, это касается тех, у кого в собственности более 2-х квартир.

- отсутствие собственника по месту жительства, которые ехали на заработки в столицу или более крупный город округа.

Эксперты отмечают, что нежелание потребителей оплачивать услуги ЖКХ вызвано несоответствием цены и качества услуг (недостаточный уровень отопления, низкая температура воды из горячего крана и т.п.). А также ростом тарифов за коммунальные услуги при снижении реально располагаемых доходов населения. Последняя индексация произошла летом - с 1 июля 2016 года владельцы квартир получили квитанции с новыми суммами – в целом по стране увеличение составило 4%.

Сохраняющийся рост цен на товары первой необходимости и высокий уровень закредитованности заставили граждан увеличить долю расходов на текущие покупки и обслуживание кредитов (особенно залоговых), сократив средства, которые планировалось направить на оплату услуг ЖКХ. Тем не менее, из года в год именно жилищно-коммунальные платежи остаются одной из самых заметных статей расходов населения. По итогам 2013 года на услуги ЖКХ в России приходилось более 12% всех трат, в 2014 году – уже 14%, в 2015 году – 16%, в 2016-19-20%.

  • Доля граждан, ссылающихся на финансовые трудности и потерю работы, выросла за последние месяцы на 30%.
  • Доля работающих среднеобеспеченных и обеспеченных должников (то есть способных оплачивать поставленные ресурсы в срок и в полном объеме) достигает 25%, то есть более половины должников в состоянии оплачивать свою задолженность.
  • Доля малообеспеченных должников не превышает 26%, временно безработных—15%. Процент асоциальных граждан, к которым относятся лица с хронической алкогольной и наркотической зависимостью не превышает 8%.

В качестве возможных вариантов решения проблемы неплатежей предприятия ЖКХ создают собственные службы по взысканию задолженности, нанимают профессиональные коллекторские агентства для досудебного взыскания задолженности, а также обращаются в суд с последующим принудительным взысканием долга, вплоть до лишения жилплощади тех, кто проживает на основе соцнайма, отключения ряда коммунальных услуг (электричества, горячей воды) и блокирования канализации, начисления пеней, повышение штрафов.

Государство со своей стороны также принимает меры по борьбе с неплатежами. Так, например, часть россиян с 1 марта может столкнуться с отказом банка выдать им займ - в личную кредитную историю с весны будут попадать все данные о долгах за коммунальные услуги. Эксперты называют эту норму верной и соответствующей международному опыту.

Кроме того, в начале 2016 году введены начисление пени за просрочку. "Безусловно, эта мера положительно отразилась на уровне просроченной задолженности, но только среди той категории должников, которые забывают платить вовремя по своей халатности", - указывается в исследовании компании "Секвойя кредит консолидейшн".


Статьи, публикации, интервью...