Биржевые новости

17 октября 2016 г.  18:36

Fitch видит риски для регионов РФ в плавающих ставках по кредитам

Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings полагает, что доступ к банковским кредитам под плавающие процентные ставки должен сократить стоимость заимствований для российских местных и региональных органов власти в краткосрочной перспективе, но усиливает их подверженность процентному риску с учетом ограниченных возможностей по хеджированию.

Правительство РФ 6 октября внесло поправки в федеральное законодательство о государственных закупках, что позволило российским городам и регионам привлекать банковские кредиты под плавающую ставку с привязкой к ключевой ставке ЦБ РФ, которая в прошлом месяце была снижена до 10% с 10,5%. Ранее при использовании банковских кредитов регионы и муниципалитеты должны были платить фиксированную процентную ставку.

"Это изменение должно снизить процентные расходы местных и региональных органов власти, так как существующие банковские кредиты с фиксированной ставкой будут рефинансироваться по более низкой ставке. Экономия, скорее всего, первоначально будет небольшой и будет зависеть от надбавки сверх ставки ЦБ РФ, которую будут брать банки (надбавка может быть небольшой, так как стоимость банковского финансирования в целом ниже ставки ЦБ РФ)", - отмечается в сообщении Fitch.

Долгосрочные преимущества могут быть более заметными, если ЦБ РФ продолжит постепенно снижать ставки в 2017-2018 годах, хотя банки выплатили значительную часть финансирования ЦБ РФ, предоставленного в 2014-2015 годах, и аналитики рейтингового агентства ожидают, что такое финансирование будет полностью погашено к концу 2016 года.

Аналитики агентства прогнозируют, что ставки опустятся до 8,5% годовых в конце следующего года и 7,5% в конце 2018 года.

"Однако, несмотря на то, что местные и региональные органы власти до последнего времени были ограничены заимствованиями с фиксированной ставкой, резкие повышения ставок оказали заметное воздействие на их бюджеты ввиду профиля погашения долга, как правило, краткосрочного. Это приводило к тому, что кредиты и облигации с фиксированной ставкой требовалось часто рефинансировать. Так произошло в 2015 году, когда процентные расходы городов и регионов повысились на 20% относительно предыдущего года. Это последовало за повышением базовой ставки ЦБ РФ до 17% с 10,5% в конце 2014 года, так как падение цен на нефть привело к устойчивому давлению на рубль", - говорится в пресс-релизе Fitch.

Несмотря на то, что местные и региональные органы власти привлекали заимствования на рынке под фиксированную ставку, в начале прошлого года краткосрочный долг приходилось рефинансировать по ставкам, близким к 25%.

"Ключевая ставка ЦБ РФ должна быть менее волатильной, чем рыночные ставки, но эффект перехода на привязку к ключевой ставке проявится в краткосрочной перспективе. Пока не ясно, насколько эффективно местные и региональные органы власти смогут управлять процентным риском. Управление долгом было, как правило, консервативным и ориентированным на минимизацию процентных расходов, но существовавшие ранее ограничения по заимствованиям с плавающей ставкой означают, что их способность осуществлять хеджирование на случай роста ставок пока не была проверена на практике", - отмечается в сообщении.

Российские банки не имеют значительных заимствований с плавающей процентной ставкой, и хеджирование процентного риска в России является недостаточно развитым и дорогостоящим, полагают аналитики агентства.

Краткосрочные профили погашения долга традиционно подвергают российские местные и региональные органы власти риску рефинансирования, однако он сглаживается доступностью целевых кредитов из федерального бюджета под низкую процентную ставку для проведения выплат по долгу с наступающими сроками. Банковские кредиты составляли 31% прямого риска (облигации и банковские кредиты плюс прочая задолженность по классификации Fitch, включая кредиты из федерального бюджета) для регионов на 1 сентября 2016 года.

Доля рыночного долга (облигации и банковские кредиты) сократилась до 48% от всего прямого риска по сравнению с 63% на начало года, но Fitch считает, что это обусловлено главным образом сезонным эффектом, и ожидает, что баланс между рыночным долгом и кредитами из федерального бюджета вернется к соотношению приблизительно 60:40 к концу года по мере погашения краткосрочных кредитов от Федерального казначейства. Отношение совокупного рыночного долга к суммарным доходам является низким (17% в 2015 году).

"Совокупный профицит в размере 410 млрд рублей, который регионы имели на 1 сентября, соответствует нашему мнению о том, что в секторе появляются признаки финансовой стабилизации. В то же время профицит в значительной мере отражает эффект отложенного исполнения капитальных расходов, и мы ожидаем, что более высокие расходы в четвертом квартале приведут к дефициту за полный год около 180 млрд рублей, или 8% от суммарного долга регионов (в сравнении с 12% в 2015 году)", - сообщается в отчете Fitch.


Статьи, публикации, интервью...