Биржевые новости

20 октября 2016 г.  09:58

"РЖД" и ФАС обсуждают либерализацию экспортных ж/д тарифов

ОАО "Российские железные дороги" и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ обсуждают либерализацию железнодорожных экспортных тарифов или возврат регулирования тарифов в портах, пишет "Коммерсантъ".

Позиция компании с поддержкой отмены госрегулирования экспортных железнодорожных тарифов изложена в письме ее вице-президента Салмана Бабаева в ФАС от 18 октября (газета ссылается на содержание документа). Само ведомство с июня рассматривало и возможность возврата регулирования портовых тарифов, однако в сентябре глава антимонопольной службы Игорь Артемьев заявлял, что регулятор эту идею уже не обсуждает.

РЖД предложили ФАС и альтернативу - введение тарифов на услуги стивидоров. В компании от комментариев изданию отказались, в ведомстве на запрос "Коммерсанта" не ответили. Источник газеты на транспортном рынке говорит, что "Российские железные дороги" и ФАС совместно прорабатывают инициативу дерегулирования экспортных перевозок к портам, инициатива содержалась и в письме в ФАС главы монополии Олега Белозерова от 12 октября. По словам собеседника, служба направит предложения в правительство с учетом интересов всех игроков, маржа должна перераспределиться внутри цепочки без роста цен грузоотправителей.

По подсчетам РЖД, доля стивидоров в общей цене транспортировки на экспорт растет быстрее железнодорожной составляющей. По части направлений расценки портов выше: например, перевалка тонны бензина в Усть-Луге стоит 986 руб., а ее перевозка из Киришей на 262 км - 190,8 руб. В монополии предлагают проработать фиксацию транспортной составляющей в конечной цене продукции и закрепить "структуру распределения стоимости услуг" в транспортной цепочке.

Источник издания среди стивидоров негативно оценил идеи перевозчика. По его словам, "тарифы для РЖД устанавливает государство, стимулируя перевозки в те или иные порты, а те, как и грузоотправители, живут в рыночной экономике, у грузовладельца есть транспортная составляющая, по которой он готов везти груз в порт, и она не фиксирована, как это представляют РЖД".

В Ассоциации морских портов России говорят, что конкурентная среда ранее позволила дерегулировать тарифы портов, а рост грузооборота стивидоров и переориентация 94% грузов на порты РФ подтверждают рыночность ставок. Другой собеседник "Коммерсанта" отметил, что если инициатива РЖД связана с намерением привлечь дополнительные грузы, то правильно было бы формировать совокупный сервис с портовиками и разделить скидку, а не использовать рычаги госрегулирования.

По мнению источника газеты среди грузоотправителей, предложение РЖД - "очередная просьба дать денег". Идея сравнения тарифов монополии и портов "сомнительна", считает он: порты могут лишиться клиентов, если тех не устроят тарифы, а от РЖД на иные виды транспорта уйти сложнее. В НП "Русская сталь" заявили, что предложения негативно скажутся на экспорте металлургов. Общий рост железнодорожного тарифа в 2015-2016 гг. - 19,9% за счет индексации, а с учетом роста вагонной составляющей повышение затрат составило 37,9%. Но у многих металлургов и угольщиков есть порты, хотя они пользуются и услугами сторонних стивидоров.

Собеседник "Коммерсанта" в отрасли признает, что ряду таких игроков сложно сбалансировать интересы и публичную позицию. В "РусАле" газете заявили, что усиление контроля ФАС над услугами стивидоров необходимо, подчеркнув, что ведут консультации с РЖД и ведомствами, их результатом является повышение потолка скидки тарифов до 25%.


Статьи, публикации, интервью...